AC-119K Stinger (США)

AC-119K Stinger (США) - Тяжелый ударный самолет

AC-119K Stinger (США) - Тяжелый ударный самолет

Тяжелый ударный самолет

Размеры:

Размах  крыла, м :                             33.30                

Длина самолета, м                            26.36 
Высота самолета, м                           8.03

Площадь крыла, м2 :                        130.06

Экипаж (кол-во человек):                   6-8

Вооружение:        две 20-мм шестиствольные пушки M61A1 Vulcan c 3000 патронами,

 четыре 7.62-мм шестиствольными пулеметами GAU-2B/A Minigun в контейнере SUU-11B/A c 1500 патронами  на пулемет.

 ПУ LAU-74/A для 24 осветительных ракет  Mk24.

  Массы и нагрузки:

Пустого самолёта, кг                 18200               

Нормальная взлетная, кг           —

Максимальная взлетная, кг       28122

Летные  данные:

Максимальная скорость, км/ч   408

Крейсерская скорость, км/ч       341

Боевая  скорость, км                   333

Практическая  дальность           3400

Практический  потолок, м:       7800

Боевая  высота полета, м          1070-1670

Разработчик: Fairchild

Двигатели:  2 ПД Wright R-3350-87 (2 х 3700 л.с.)


История создания и особенности конструкции:

Через год после появления AC-119G на вооружение ВВС США поступила следующая партия из 26 машин, получившая обозначение АС-119К Stinger. AC-119K, несмотря на схожесть с АС-119G, являлся во многом совершенно новым авиационным комплексом как по самолету, так и по бортовому оборудованию. Под крыльями на пилонах было установлено по одному ТРД J-85-17 тягой по 1293 кг, часть самолетов оснащалась не четырехлопастными винтами фирмы Аэропродактс, а трехлопастными фирмы Гамильтон Стандарт. Бортовое оборудование AC-119K вообще тяжело сравнивать с оборудованием АС-119G. АС-119К стал полноценным авиационным комплексом.

Весь борт модели G сохранился практически без изменений, но к старым системам добавились ИК-система обзора передней полусферы AN/AAD-4 (на убираемой турели в низу носовой части фюзеляжа), поисковая РЛС AN/APQ-136, имеющая режим обнаружения движущихся наземных целей. Благодаря полноценной ИК-системе ночного видения самолет стал действительно круглосуточным. Резко было усилено вооружение: к четырем минигановским модулям MXU-470/A добавились две шестиствольные пушки Вулкан калибра 20 мм. Боекомплект составлял 31500 патронов к пулеметам и 4500 снарядов к пушкам. Наличие пушек позволяло экипажу поражать цель, не входя в зоны эффективного пулеметного огня. Гладко было на бумаге, но забыли про овраги. Фирма Тексас Инструменте затянула с работами по доводке ИК-системы, что не удивительно — техника была совершенно новая. Первый AC-119K был передан ВВС 24 сентября 1968 г. без FLIR. Последующие — тоже. Первый серийный комплект системы AN/AAD-4 фирма сдала 3 мая 1969 г.

Под AC-119K 1 февраля 1969 г. на авиабазе Клинтон-Каунти сформировали 18-ю эскадрилью специальных операций. Первый Ганшип III эскадрилья получила в марте. Тренировки в штате Огайо продолжались до полного оснащения самолетов эскадрильи ИК-системами обзора передней полусферы. 3 ноября 1969 г. самолеты прибыли во Вьетнам на авиабазу Фань Рань. Как и 71-я эскадрилья, 18-я эскадрилья в оперативном отношении подчинялась штабу 14-го авиакрыла специальных операций. Злые языки прозвали эту часть Антикварное крыло, поскольку в нем на вооружении состояли музейные самолеты, такие как А-1, С-47, U-10 и т.д. Первый боевой вылет AC-119K выполнил 13 ноября 1969 г., но состояния полной боеготовности вся эскадрилья достигла только 4 февраля 1970 г. В середине февраля экипажи получили официальный позывной Stinger (этот позывной принадлежал базировавшемуся в Дананге 366-му тактическому истребительному авиакрылу, но не использовался).

Один из пилотов, полетавших и на AC-47, и на AC-119, так отозвался об этих машинах: Не надо сравнивать Споки и Шедоу — это все равно, что равнять жестянку Лиззи (автомобиль Форд-Т начала XX века), и Кадиллак последней модели. Тени из 17-й эскадрильи (71-я эскадрилья была преобразована в 17-го) действовали днем, а их более современные собратья из 18-й — ночью, причем если экипажи Теней были универсалами — летали и на свободную охоту, и на патрулирование, и по вызову наземных войск, то Стингеры занимались только ночной охотой за транспортом на тропе Хо Ши Мина. Важную роль АС-119 сыграли в ходе южновьетнамской экспедиции в Лаос. Вторжение в Лаос началось 1 мая 1970 г. Цель вторжения — разгромить опорные базы на тропе Хо Ши Мина, которая в значительной степени проходила по территории формально независимого Лаоса. С 1 мая по 30 июня экипажи Теней и Стингеров выполнили 178 боевых вылетов. Кампания в Лаосе бесславно закончилась для интервентов в июле 1970 г. (регулярные части армии ДРВ с треском вышибли южновьетнамцев из Лаоса), но AC-119 продолжали полеты в воздушном пространстве сопредельного с республикой Вьетнам государства и в 1971 г. С 1 июля 1970 г. по 31 марта 1971 г., по официальным американским данным, Ганшипы III уничтожили в Лаосе 609 автомобилей и 236 сампанов, людские потери от огня пушек и пулеметов AC-119 составили более 3100 человек.В середине февраля 1970 г. несколько Стингеров перебросили в Таиланд на авиабазу Удорн. Первый боевой вылет с тайской базы AC-119K выполнил 17 февраля. В ходе операции Лам Сон 719 (очередное вторжение в Лаос) экипажи AC-119K уничтожили восемь северовьетнамских танков ПТ-76. В конце 1970 г. AC-119 действовали с пяти авиабаз, расположенных в Южном Вьетнаме и Таиланде. Самолеты 17-й эскадрильи базировались в Фань Ране (семь машин) и Тан Сон Нате (девять), 18-й эскадрильи — в Да Нанге (семь), Фан Ране (три), Накхон Фаноме (Таиланд, шесть самолетов). С началом процесса вьетнамизации войны 17-я эскадрилья в сентябре 1971 г. сдала все свои Тени ВВС республики Вьетнам. Последний AC-119G передали южновьетнамцам 8 сентября 1971 г. Тени поступили на вооружение 819-й ударной эскадрильи, которая базировалась в Тан Сон Нат. 30 сентября было расформировано 14-е авиакрыло специальных операций ВВС США Стингеры 18-й эскадрильи продолжали летать на боевые задания в первой половине 1972 г. Они принимали участие в отражении наступления регулярных частей армии ДРВ, так называемого Восточного наступления, внеся ощутимый вклад в оборону Контума и Ан Лока.

В конечном итоге в ноябре 1972 г. AC-119K оказались в 821-й эскадрилье ВВС республики Вьетнам, однако по декабрь включительно на самолетах с перекрашенными опознавательными знаками продолжали летать американские экипажи. В конце 1972 г. в боевом составе южновьетнамских ВВС числилось 16 АС-119 обеих модификаций, всего южновьетнамцы получили не менее 22 AC-119. AC-119G вместе с парой А-1Н выполнили самый последний боевой вылет в долгой войне. Самолеты пытались нанести удар по северовьетнамским танкам на улицах Сайгона. Ганшип и один Скайрейдер были сбиты. Потери АС-119 в Индокитае составили пять самолетов (два AC-119G и три AC-119K). 11 октября 1969 г. на взлете с авиабазы Тан Сон Нат из-за отказа двигателя разбился AC-119G с регистрационным номером 52-5907. Шесть из десяти членов экипажа погибли. Второй АС-119G также разбился на взлете с Тан Сон Ната по причине отказа двигателя. Мотор отказал на высоте 30 м, но экипаж смог набрать высоту, тем не менее самолет упал в пяти километрах от аэродрома. Шесть из восьми человек, находившихся на борту, погибли. Катастрофа произошла 27 апреля 1970 г. (регистрационный номер самолета 53-8155). В обоих случаях причиной служил не только отказ двигателя, но и неспособность полностью загруженного AC-119G набирать высоту на одном моторе. После второй катастрофы ВВС США наложили ограничение на массу полезной нагрузки.

При возвращении с боевого задания в Дананг 19 февраля 1970 г. на AC-119K (борт 53-3156) прекратилась подача топлива к обоим левым двигателям. Экипаж не смог восстановить управление, но выполнил аварийную посадку. Самолет списали, люди остались живы. 6 июня 1970 г. при взлете с аэродрома Дананг у одного из двигателей AC-119K (борт 52-5935) отлетел воздушный винт. Самолет разбился при попытке экипажа выполнить вынужденную посадку. Члены экипажа успели покинуть неуправляемый самолет. Ветром парашюты отнесло в море. Спасли девять человек из десятерых. За все время использования в ВВС США был сбит только один Ганшип III — AC-119K (борт 52-5935). 2 мая 1972 г. самолет выполнял боевой вылет в район Ан Лока. Транспортный С-130 ошибочно сбросил груз боеприпасов на территорию, занятую Вьет Конгом. Перед экипажем ганшипа стояла задача этот груз уничтожить. Стингер встал в круг над целью, но, не успев открыть огонь, сам был обстрелян 37-мм зенитками. Приоритеты сменились — теперь целью №1 стала позиция зенитной батареи. Поздно: ганшип загорелся после нескольких прямых попаданий 37-мм снарядов. Огонь охватил правую консоль крыла. После взрыва правого ТРД аэроплан полностью потерял управление, тем не менее, командир экипажа капитан Терренс Куртни до последнего пытался восстановить контроль над самолетом. AC-119K упал в восьми километрах от городской черты Ан Лока. Семеро членов экипажа покинули самолет с парашютами, а трое оставшихся на борту погибли. В спасении уцелевших членов экипажа приняла участие целая армада: вертолеты НН-53 и UH-1 под прикрытием AC-130. Всех удалось вытащить из-под носа противника.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *