F-7P Airbolt (Китай)

F-7P Airbolt (Китай) - Многоцелевой истребитель

F-7P Airbolt (Китай) - Многоцелевой  истребитель

Многоцелевой  истребитель 

Технические характеристики

Размеры:

Размах  крыла, м :                                    7.154                    

Длина самолета, м                                  14.89 
Высота самолета, м                                 4.10

Площадь крыла, м2 :                              23.00

Экипаж (кол-во человек):                        1

Вооружение:  два 30-мм пушки Type 30-1 (HР-30) с 60 патронами на пушку

 Боевая  нагрузка — 1000 кг на 4 узлах подвески

2-4 УР  воздух-воздух PL-5 или AIM- 9 Sidewinder

2х500(250-,100-,50) кг бомбы или 2 ПУ 18х55 мм или  7х90-мм НУР

Массы и нагрузки:

Пустого самолёта, кг                       5275

Нормальная взлетная, кг                 7531

Максимальная взлетная, кг            —

Топливо во внутренних баках, л   2385

  в  ПТБ                                              1800 (1 ПТБ 800 и 2 500 л или 3 500 л)

Летные  данные:

Максимальная скорость, км/ч:    2175 (М=2.04)

Боевой  радиус, км:

в роли перехватчика                      650

в роли ударного самолета             370                        

Практическая  дальность, км         1740

Перегоночная  дальность, км        2230

Практический  потолок, м:            18800

Максимальная  скороподъемность, м/мин  10800

Макс. эксплуатационная перегрузка   7

Разработчик: Chengdu

Серийный выпуск с 1988 г.

Двигатели: 1 ТРД Liming (LM) Wopen-7ВM  (1 х 43.15 кН), на форсаже: 1 х 59.83 кН


История создания и особенности конструкции:

Новый вариант истребителя заинтересовал и стратегического союзника Китая Пакистан. Надо заметить, что в составе пакистанских ВВС к этому времени сформировалась довольно мощная "группировка" из старших офицеров, не слишком довольных опытом эксплуатации F-16 и ратовавших за принятие на вооружение более простого самолёта. В числе наиболее заметных фигур был коммодор авиации Саттр Алви, успевший принять участие в "октябрьской войне" 1973 г. в составе сирийских ВВС. На его боевом счету был один безусловно сбитый израильский "Мираж" и две "вероятные" победы над "Фантомами". По мнению этого авторитетного офицера, "в случае нового крупномасштабного конфликта с Индией, полученных из Америки F-16 хватит всего на два-три дня после запланированного рассредоточения авиации на аэродромы 2-го и 3-го класса и, как следствие этого, неудовлетворительных условий базирования, а также нехватки запчастей из-за повышенного износа и почти неизбежного эмбарго на их поставку."

Более того, Саттр Алви вообще считал, что "истребитель должен быть, как можно более простым и дешёвым, что позволило бы иметь значительный резерв этих машин на базах хранения, который в угрожаемый период можно было бы без особых трудностей ввести в строй частей "первой линии", укомплектовав лётными и наземными экипажами из числа резервистов". В рамках этой концепции ничего лучше МиГ-21 или J-7 найти было невозможно. В результате, в Главном штабе ВВС в Исламабаде возобладало мнение, что на вооружении необходимо иметь два типа машин: дорогой многоцелевой F-16 и дешёвый F-7 с совместимым БРЭО и СУВ (включая средства поражения).

Поскольку СССР и страны Варшавского Договора в то время рассматривались официальным Исламабадом в качестве вероятного противника, то единственным поставщиком подобной техники мог быть только Китай. К этому времени производство экспортных модификаций было целиком сосредоточено на авиазаводе в Ченьду", где в достаточно сжатые сроки была разработана модификация F-7Р. Основным её отличием от истребителей, поступавших на вооружение китайской авиации, стала изменённая система вооружения, состоявшая из квартета американских управляемых ракет AIM-9P "Саидуиндер" (возможна также подвеска китайских ракет PL-5 (копия AIM-9L) и PL-7 (копия "Мажика")), возможность подвески трёх 720-литровых ПТБ (в этой конфигурации истребители перегонялись своим ходом из Китая) и английское катапультное кресло "Мартин-Бейкер" Mk10L.

Первые истребители в июле 1988 г. поступили в 20-ю эскадрилью пакистанских ВВС, дислоцировавшуюся на авиабазе Рафики и до этого эксплуатировавшую "Миражи-IIIР". Почти сразу после прибытия F-7P получили так называемый обратно-теневой камуфляж и опознавательные знаки ослабленной контрастности. До конца 1991 г. Пакистан приобрел 24 истребителя, но уже в 1989 г. авиаторы Исламабада выдвинули дополнительные требования, что заставило внести в конструкцию и оснащение истребителя около сотни изменений, наиболее существенным из которых стало появление радионавигационного оборудования фирмы "Коллинз" и новой цифровой системы радиосвязи с возможностью кодирования переговоров. Надо заметить, что уже спустя год после получения первых самолётов пакистанские военные чрезвычайно высоко оценили этот, уже казалось бы устаревший, истребитель. В частности, Главком пакистанских ВВС маршал авиации Хакимулла заявил, что "по характеристикам надёжности F-7P значительно превосходит F-16, при этом почти не уступая последнему в воздушном бою, а как перехватчик вообще является первоклассной машиной".

Наряду с 20-й эскадрильей F-7P получила и 25-я эскадрилья пакистанских ВВС, дислоцировавшаяся в Мианвали. Любопытно, что именно на её базе было решено развернуть учебный центр по подготовке пилотов F-7P. Одновременно обе стороны продолжали консультации на предмет модернизации БРЛС истребителя, и в 1993 г. пришли к соглашению, в рамках которого было решено заменить станцию "Скайрэнджер" более совершенным малогабаритным радаром "Грифо-7", разработанным израильской фирмой "FIAR", с дальностью обнаружения воздушных целей свыше 55 км. По этому параметру он более чем втрое превосходил английский "Скайрэнджер", что теоретически открывало возможности применять с помощью новой БРЛС управляемые ракеты средней дальности класса "воздух-воздух". Правда, такого оружия ни Китай, ни Пакистан в то время ещё не имели. Как ни странно, не удовлетворились пакистанцы и английскими катапультными креслами, которые как на новых машинах, так и на полученных ранее было решено заменить китайскими креслами "тип IV", обеспечивавшими спасение пилота на уровне земли при скорости 140 км/ч.

Различные трудности (причём не только технического порядка) задержали реализацию этого проекта, и лётные испытания нового варианта истребителя начались только в мае 1996 г. Любопытно, что в составе собственных ВВС Китай не имел истребителей с подобным БРЭО, что объяснялось отсутствием опыта у радиоэлектронной промышленности "Поднебесной империи" в проектировании достаточно мощных малогабаритных авиационных РЛС. Попытки же заключения лицензионных соглашений на производство достаточно современных систем с европейскими разработчиками практически всегда наталкивались на американское "вето". В результате, за рубеж Китай продавал (как и сейчас это делает Россия) куда более совершенные самолёты, нежели имел в собственных арсеналах.

Дальнейшим развитием F-7P стал истребитель F-7MP Airbolt, также созданный под требования ВВС Пакистана. Усовершенствования коснулись, главным образом, авионики (в соответствии с контрактом, подписанным в 1989 году вносилось около 100 изменений). В частности, самолет получил новое радионавигационное оборудование фирмы Коллинз и цифровое радиосвязное оборудование.

В 1993 году между Китаем и Пакистаном было подписано соглашение об установке на самолеты F-7P и F-7MP вместо радиодальномера Skyrandger миниатюрной БРЛС FIAR Griffo 7 с дальностью обнаружения воздушных целей более 55 км. В мае 1996 года начались летные испытания этой станции на летающей лаборатории F-7.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *