Турбореактивный двигатель АЛ-21Ф («изделие 85»)

Турбореактивный двигатель АЛ-21Ф («изделие 85») Технические характеристики:

Длина, мм 5340

Максимальный  диаметр, мм  1030

Масса, кг   1580

Удельный расход топлива, кг/Н ч:

на форсажном  режиме  1,90

на крейсерском  режиме  0,72

Расход воздуха  через компрессор, кг/с  88,5

Степень повышения давления в компрессоре 12,7

Температура газа перед турбиной, °C  990

Тяга, кгс:

максимальная  бесфорсажная 6800

на форсаже  9600

Двигатели устанавливались  и эксплуатировались на самолетах Су-17М, Су-22, Су-24 и МиГ-23Б. Сегодня двигатели Ал-21Ф эксплуатируются на самолетах Су-22М4 и Су-24.

По завершению использования в авиации, после  доработки и модернизации, двигатели  Ал-21Ф3 применяются в качестве приводов наземных энергетических и газоперекачивающих установок производства ФГУП «ММПП «Салют».

Модификации:

АЛ-21Ф («изделие 85») — базовый. Выпускался с 1967 года. Устанавливался на Су-17.

АЛ-21Ф-3 («изделие 89») — форсированный. Отличался увеличенным расходом воздуха, повышенными давлением и температуры газа перед турбиной. Выпускался с марта 1970 года. Устанавливался на МиГ-23Б, Су-24.

АЛ-21Ф-3А — доработанный. Устанавливался на Су-17М, Су-24М.

АЛ-21Ф-3АТ — доработанный. Отличался компоновкой. Устанавливался на Су-24, Су-24М.

АЛ-21ФТП — турбопрямоточный (проект). Разработан для гиперзвукового самолёта Як-33.

Серийно производился с 1967 года на заводе № 165 в Москве (Московское МПП «Салют») и Омском моторостроительном заводе им. П.И.Баранова.

Разрабатывался  в ОКБ им. А.М. Люльки с 1965 года. 
 

История создания и особенности  конструкции:

Разработка турбореактивного двигателя третьего поколения АЛ-21Ф  началась в ОКБ-165 А.М.Люльки в 1965 году. Реализация предъявленных требований была осуществлена на пределе возможностей одноконтурной одновальной схемы ТРД. Большое влияние на конструкцию оказало изучение трофейного американского двигателя J79, доставленного из Вьетнама. (Двигатель J79-GE-17 имеет регулируемый спрямляющий аппарат (первые шесть ступеней) и 17-и ступенчатый компрессор, камеру сгорания с 10-ю жаровыми трубами, 3-хступенчатую турбину, регулируемое сопло, форсажную камеру с регулируемой степенью форсирования тяги. Максимальная продолжительность работы двигателя на максимальном форсажном режиме — 30 минут (на высоте менее 10000 м). J79-GE-17 устанавливался на самолетах F-4E/G.)

В конце 1966 года изготовлены первые экземпляры АЛ-21Ф. Серийное производство началось в 1967 году на Московском моторостроительном заводе "Салют" и Омском моторостроительном заводе им. П.И.Баранова.

АЛ-21Ф состоит  из осевого 14-ступенчатого компрессора, осевой одновальной активно-реактивной трёхступенчатой турбины, прямоточной  трёхстабилизаторной форсажной  камеры, систем регулирования, питания  топливом и маслом, электрооборудования и противооблединения. 10 направляющих аппаратов компрессора (включая входной) имеют поворотные лопатки, управляемые регулятором в зависимости от частоты вращения ротора. Ротор компрессора барабанно-дисковый. На торцах барабанных участков дисков выполнены шлицы, по которым диски соединяются друг с другом. Пакет дисков стягивается при помощи 3 телескопических труб. Часть статора покрыта «мягкой» специальной смесью, которая защищает торцы рабочих лопаток от износа и поддерживает малые радиальные зазоры. Камера сгорания трубчато-кольцевая, с 12 жаровыми трубами, имеющими центробежные форсунки. Рабочие лопатки первой ступени и сопловые лопатки первой и второй ступеней охлаждаются воздухом, отбираемым от компрессора (на крейсерском режиме с целью повышения экономичности воздух не подаётся). Форсажная камера состоит из фронтового устройства, форсажной трубы и всережимного сверхзвукового сопла. Детали, работающие при высоких температурах, изготовлены из жаропрочных материалов. Детали компрессора выполнены из титана.

Капитальный ремонт АЛ-21Ф осуществлялся на авиаремонтном  заводе №712 в Челябинске.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *