Турбореактивный двигатель АЛ-7Ф

Турбореактивный двигатель АЛ-7ФТехнические характеристики:

Длина, мм  6630

Максимальный диаметр, мм   1250

Масса, кг  2010

Удельный расход топлива, кг/Н ч:

на форсажном  режиме   0,204

на крейсерском  режиме  0,093

Расход воздуха  через компрессор, кг/с 114

Степень повышения  давления в компрессоре 9,1

Температура газа перед турбиной, °C  930

Тяга, кгс:

максимальная  бесфорсажная  6800

на форсаже  9600

Под обозначением АЛ-7 двигатель предполагалось установить на бомбардировщик Ил-54.

Модификации:

АЛ-7 — прототип. Отличался коническим нерегулируемым соплом. Изготовлен в марте 1953 года.

АЛ-7ПБ — безфорсажный. Вместо форсажной камеры установлено  жёсткое нерегулируемое реактивное сопло. Выпускался с 1961 года. Устанавливался на Бе-10, Ту-110.

АЛ-7Ф-1 — первый серийный вариант. Отличался прямоточной  форсажной камерой. Выпускался с 1959 года. Устанавливался на Су-7, Су-7Б.

АЛ-7Ф-2 — модернизированный. Отличался новыми второй ступенью турбины, восьмой и девятой ступенями компрессора, увеличенной форсажной камерой. Выпускался с 1960 года. Устанавливался на Су-9, Су-11.

АЛ-7Ф-4 — форсированный. Выпускался с 1962 года.

АЛ-7ФК — короткоресурсный для ракеты Х-20М. Отличался сужающимся соплом, регулятором оборотов, расширенным сопловым венцом турбины, лопатками из сплава ЭИ-867. Выпускался с 1958 года.

Серийно производился с 1959 года на заводе № 165 в Москве (Московское МПП «Салют»).

Разрабатывался в ОКБ им. А.М. Люльки с 1952 года.

История создания и особенности конструкции:

Разработка турбореактивного двигателя второго поколения АЛ-7 началась в ОКБ им. А.М.Люльки в 1952 году. Основной проблемой при проектировании было создание высоконапорного компрессора. Совместно с ЦИАМ были проведены предварительные работы по изготовлению и отработке экстремального 8-ступенчатого компрессора. ТР-11 со степенью повышения давления равной 7. В 1952 году в ЦИАМ и ЦАГИ были получены экспериментальные характеристики нескольких типов сверхзвуковых ступеней компрессора. При этом удалось достичь степени сжатия 10 (впервые в мире). Так как опыта создания подобных двигателей не было, сверхзвуковые ступени были мало изучены, потребовалось длительная доводка компрессора. При проектировании теплонапряжённой камеры сгорания и газовой турбины, работающей при высоких температурах с большими теплоперепадами на одной ступени, решались вопросы стабилизации процесса горения в камере, достижения оптимального поля температур газа перед турбиной, охлаждения конструкции и др.

В марте 1953 года были изготовлены первые образцы  АЛ-7. В августе 1955 года начались 100-часовые государственные испытания двигателя. Дальнейшие работы были связаны с совершенствованием узлов двигателя и повышением энергонапряжённости путём сжигания дополнительного топлива за турбиной. В 1957 году вариант самолета Су-7 с двигателем АЛ-7Ф достиг скорости М=2 на высоте 18 000 м. Этот факт позволил организовать производство самолетов Су-7Б и Су-9 с этим двигателем.  Серийное производство двигателя началось в 1959 году. С форсажной камерой двигатель получил обозначение АЛ-7Ф-1.  В 1960 году проведены 100-часовые государственные испытания АЛ-7Ф-1.

АЛ-7Ф состоит  из осевого 9-ступенчатого одновального компрессора, кольцевой камеры сгорания с 18 вихревыми горелками, двухступенчатой  турбины, форсажной камеры, систем регулирования, питания топливом и маслом, электрооборудования и противооблединения. Форсажная камера прямоточная с разделением потока газа на две части — малого и большого контура, с кольцевыми стабилизаторами пламени и противовибрационным экраном. Сопло регулируемое, двухпозиционное, снабжено 24 створками. Для подачи топлива в форсажную камеру установлен специальный агрегат.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *