Турбореактивный двухконтурный двигатель Р-13-300

Турбореактивный двухконтурный двигатель Р-13-300 Технические характеристики:

Тяга на полном форсированном режиме, кгс 6490

Удельный расход топлива на форсаже, кг/кгс-ч 2.093

Тяга на рабочем режиме, кгс 4070

Минимальный удельный расход топлива, кг/кгс-ч 0.931

Степень сжатия 8.90

Температура газов перед турбиной, град.Ц 1005

Масса, кг 1205

Длина, мм 4605

Диаметр входа, мм 907

Высота, мм 1095

Двигатель Р-13-300 и его модификации устанавливался на следующие самолеты:

Р-13-300 — базовый. Применялся на Су-15.

 

Р-13Ф-300 — форсированный. на двигателе установлена новая форсажная камера с тремя кольцевыми стабилизаторами и дополнительный форсажный насос. Сопло имеет дополнительный теплозащитный экран. Эти конструктивные изменения позволяют эксплуатацию двигателя в «чрезвычайном режиме» (режим повышенной форсированной тяги). Применялся на МиГ-21, Су-15.

Р-95Ш — бесфорсажный для штурмовика Су-25.

Р13Ф2-300 – с максимальной тягой 6600 кгс предназначен для Су-15ТМ.

Р13-300 производился в Китае с 1978 г под обозначением WP-13. Предназначался для установки на самолёты F-7 и F-8. Известны следующие модификации:

WP-13A II – в двигателе введено охлаждение лопаток турбины высокого давления, модифицированы камера сгорания и форсажная камера. Длина двигателя больше на 550 мм, а масса меньше на 10 кг.

WP-13F – повышена степень сжатия в компрессоре, увеличился расход воздуха. Устанавливался на истребителе F-7MG.

Серийно выпускался на АО «Уфимское моторостроительное ПО» с 1968 по 1986 гг.

Турбореактивный двигатель Р-13-300 разработан в ОКБ-300 им. С.К.Туманского под руководством главного конструктора С.А.Гаврилова.

История создания и особенности конструкции:

Главным конструктором этого двигателя стал Сергей Алексеевич Гаврилов. Главной его работой стал двигатель Р-13, являвшийся дальнейшим развитием турбореактивного двигателя Р-11. В Р-13-300 по сравнению с Р-11 был установлена полностью новая форсажная камера, новый пятиступенчатый компрессор высокого давления и новая камера сгорания с модифицированной системой запуска обеспечивающей запуск на больших высотах без применения дополнительного топливного бака. В конструкции двигателя увеличилось количество титановых деталей. Вариант с форсажной камерой устанавливался на различные модификации истребителей МиГ-21, Су-15ТМ и Су-15М, без форсажной камеры — на самолетах Су-25 и Су-28. Производился в Уфинском УМПО и Улан-Удинском УМПК. Выпускался так же по лицензии в Китае под обозначением LM WP13.
 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *