V.700 Viscount

V.700 Viscount - Среднемагистральный пассажирский самолет Среднемагистральный пассажирский самолет

Технические характеристики

Размеры:
Размах крыла, м 28.58

Длина самолета, м 24.96
Высота самолета, м 8.16
Площадь крыла, м2 89.50

Число мест:

Экипаж: 2-3
Пассажиров: 40-63

Массы и нагрузки:

Взлетная, кг 22246
Пустого снаряженного, кг 16734

Летные данные:

Крейсерская скорость, км/ч 511

Максимальная скорость, км/ч 547

Практическая дальность, км 1560

Практический потолок, м 8693

Предназначен для эксплуатации на авиалиниях средней протяженности.

Модификации:

V.700: базовая с ТВД "Дарт" 506 мощностью по 1540 э.л.с. и компоновкой на 40-53 пассажирских места (впоследствии до 60). Головной серийный самолет V.701 "Дискавери" впервые поднялся в воздух в августе 1952-го, а регулярная их эксплуатация началась ВЕА в апреле 1953-го по маршруту Лондон — Никозия (Кипр).

V.700D: с ТВД "Дарт"510 мощностью по 1740 э.л.с, ее головным заказчиком стала американская авиакомпания "Капитал Эйрлайнз" (первый полет в ноябре, а в эксплуатации — с конца 1955-го).

Разработчик
: Vickers

Серийно выпускался с 1951 года.

Двигатели: 4 ТВД Rolls-Royce RDa3 Mk.505/506 (4 х 1547 л.с.)

История создания и особенности конструкции:

Первый проект V.C.2 специалисты компании Vickers подготовили к июню 1945 г., но вскоре в него внесли ряд изменений, связанных с выбором конкретного ТВД, поскольку моторостроительные фирмы предложили сразу пять перспективных двигателей. Окончательное решение по этому вопросу принял новый главный конструктор Виккерс Дж.Эдвардс, который, опираясь на свою интуицию и опыт работы в компании с 1935 г.. решил остановиться на двигателе Дарт (Стрела), разрабатывавшемся компанией Роллс-Ройс. И надо сказать, что этот подрядчик оправдал оказанное доверие, сумев в конечном итоге преодолеть все детские болезни стрел, создав один из наиболее надежных и экономичных ТВД того времени. Подводя итоги конкурса, министерство снабжения Англии сочло последний вариант Виккерс отвечающим заданным требованиям и 9 марта 1946 г. подписало контракт на постройку двух прототипов V.C.2, получивших фирменное обозначение V.609. Однако первоначальный вариант был утвержден с многочисленными поправками, важнейшими из которых стало требование обеспечить увеличение пассажировместимости до 32 мест и применение турбовинтовых двигателей Мамба компании Армстронг-Сиддли, имевших, в отличие от Дартов, не центробежные, а более совершенные осевые компрессоры. Правда, Виккерс все же решила за свой счет строить третий прототип V.C.2 с двигателями Дарт. Всему же проекту присвоили название Вайсрой (вице-король).

Вайсрой, вскоре превзошел по пассажировместимости и экономичности A.W.55. В результате, заказчики на серийные машины так и не появились, и не смотря на изящество внешних форм и названия, работы по этому самолету не продвинулись дальше опытных образцов.

К лету 1947 г. окончательно стало ясно, что перспективным ТВД Мамба по своим удельномощностным показателям далеко до заявленных характеристик, и вскоре министерство снабжения рекомендовало Виккерс вернуться к проверенным Дартам R.Da.1 (Мк502) мощностью по 1125 э.л.с. Одновременно опытному самолету присвоили обозначение V.630. По политическим причинам изменилось и название всей программы, пониженной в табели о рангах до Вайкаунта (виконт). Это было вызвано тем, что в 1947 г. прекраснейшая жемчужина короны — Индия перестала быть доминионом Великобритании, и титул королевского наместника потерял всякий смысл.

Пока шел 1948 г. и решение ВЕА нанесло сокрушительный удар по всей программе Вайкаунта. На фоне этого первый полет V.630. состоявшийся 50 лет назад — 16 июля 1948 г.. прошел для многих авиаспециалистов мира совершенно незамеченным. Пилотировал первый в мире пассажирский самолет с ТВД шеф-пилот фирмы Дж.Саммерс. В принципе этот успех, действительно, ничего не менял, и поэтому неудивительно, что вскоре в правлении Виккерс начали раздаваться голоса, предлагавшие вообще отказаться от рискованных предприятий на коммерческом рынке, направив взамен этого все усилия исключительно на военную тематику, позволявшую получить уже в ближайшее время твердый госзаказ и, следовательно, прибыль.

Уже первые полеты шестьсот тридцатого подтвердили правильность заложенных в него конструкторами решений. Достаточно сказать, что по летным характеристикам виконт превзошел как все уже находившиеся в эксплуатации поршневые пассажирские самолеты, так и только что появившегося посла. Единственное, что требовалось улучшить, так это параметры экономичности. Значительную роль на этом этапе сыграла фирма Роллс-Ройс, обеспечившая возрастание мощности Дарта почти на 50%, и к концу 1948 г. Виккерс подготовила проект 43-местного V.655 с увеличенным объемом топливных баков.

К этому времени программа создания Вэлиэнта явно затягивалась, причем не столько из-за недостатка финансирования или начиличия непреодолимых технических проблем, сколько из-за банальной нехватки времени на постройку необходимого числа прототипов и проведение полномасштабных испытаний. По этой причине министерство снабжения профинансировало постройку второго прототипа Вайкаунта по статьям военного бюджета, обязав разработчиков установить на него вместо четырех ТВД Дарт два турбореактивных двигателя Тей R.Ta.1 тягой по 2835 кг и систему управления, планировавшуюся к установке на бомбардировщик, которую и требовалось испытать.

15 марта 1950 г. эта машина под обозначением V.663 отправилась в первый полет. Интенсивные испытания по военной программе немало способствовали и прогрессу, достигнутому впоследствии на коммерческом направлении. Эти успехи, надо признать, пока еще довольно скромные, тем не менее не остались незамеченными правлением ВЕА, место исполнительного директора которой занял Питер Мейсфильд — один из немногих в совете директоров, кто с самого начала был уверен в успехе Вайкаунта и считал отклонения от генерального курса глубоко ошибочными. Впрочем, ларчик открывался просто: к этому времени послы уже принесли компании немалые хлопоты, хотя до их окончательного фиаско было еще далеко.

29 июля, после окончания полного цикла испытаний V.630, ВЕА запустила самолет в пробную месячную эксплуатацию на внутреннюю линию Лондон-Эдинбург, а затем и международную Лондон-Париж! А 3 августа наконец свершилось то, чего ждали на Виккерсе более пяти лет — ВЕА заказала 28 (по другим данным — 27) лайнеров V.701, представлявшими собой улучшенный третий прототип V.700. Такое обозначение получил в ходе постройки V.655. Это уже был настоящий успех, оценить который можно только в том случае, если учесть, что семисотый впервые взлетел 28 августа(!), т.е. спустя три недели после подписания контракта. Новый самолет отличался от шестьсот тридцатого увеличенными на 2 м длиной фюзеляжа и на 1,5 м размахом крыла. В качестве силовой установки использовались четыре ТВД ДартR.Da.3 (Мк505) мощностью по 1540 э.л.с.

В ноябре 1951 г. последовали заказы на поставку Вайкаунтов от ирландской Эйр Лингус и французской Эйр Франс (варианты V.707 и V.708, соответственно). Низвергнувшийся на фирму золотой дождь вызвал стремительное развертывание серийного производства в Вейбридже. К середине лета 1952 г. там собрали первый V.701, получивший собственное имя Дискавери (Открытие). Он поднялся в воздух 20 апреля 1952 г., а через восемь месяцев, 18 апреля 1953 г., ВЕА начала регулярную эксплуатацию Вайкаунтов на маршруте Лондон-Рим-Афины-Никозия. Кстати, собственные имена имели и все остальные самолеты этого типа.

К сожалению, из-за затянувшейся разработки Вайкаунту не довелось стать по-настоящему первым пассажирским самолетом с газотурбинной силовой установкой. В регулярной эксплуатации его опередила турбореактивная ╚Комета╩, разработанная английской фирмой Де Хэвиллэнд, которая была выведена на коммерческие линии Британской авиакорпорацией заморских авиалиний (ВОАС) в начале мая 1952 г. Тем не менее, к концу 1953 г. Виккерс имела заказы уже на 80 семисоток от различных авиакомпаний Европы, Австралии и Канады. Эти машины оснащались ТВД Дарт R.Da.3 (Мк505 или Мк506), в зависимости от варианта вмещали от 40 до 53 пассажиров (некоторые до 60) и имели различное оборудование и внутреннюю отделку салона в зависимости от требований покупателей. Прогнозируя дальнейший рост продаж, эксперты фирмы приняли решение развернуть дополнительные сборочные линии в Хене, где находилась временная испытательная база Вэлиэнтов, и одновременно привлечь субподрядчиков для поставки конструктивных элементов. Однако потребности рынка оказались заметно выше возможностей производства, и вскоре за ходовым товаром образовалась нешуточная очередь: к концу 1954 г. суммарный объем подписанных контрактов составлял около 200 экземпляров, причем 60 из них причитались американской Капитал Эйрлайнз. Это позволило Виккерс пробиться на огромный американский рынок, где в это время на коротких авиалиниях использовались такие поршневые самолеты, как DC-4, Конвер CV-240 и CV-340, Мартин 2-0-2 и 4-0-4, а также ряд других, уступавших Вайкаунтам по всем показателям.

Однако из-за отличия заокеанских требований летной годности молниеносного прорыва не получилось, поэтому на базе V.700 пришлось создать V.745, отличавшийся увеличенным объемом крыльевых топливных баков, более мощными 1740-сильными двигателями Дарт R.Da.6 (Мк510), а также усиленным шасси и раскладным трапом в нише передней двери. Первый полет этого образца состоялся 9 ноября 1955 г, а уже в конце года началась эксплуатация. Позднее семьсот сорок пятый послужил основой для создания стандартной модификации V.700D, которая в различных вариантах поставлялась многим другим заказчикам. Авиалайнеров V.700 и V.700D было выпущено примерно поровну, а общее их число составило 287 единиц.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *