SM.95

SM.95 - Среднемагистральный пассажирский самолет Среднемагистральный пассажирский самолет

Технические характеристики

Размеры:

Размах крыла, м 34.28

Длина самолета, м 24.77
Высота самолета, м 5.70
Площадь крыла, м2 128.30

Число мест:

Экипаж: 5
Пассажиров: 18

Массы и нагрузки:

Взлетная, кг 21600
Пустого снаряженного, кг 12800

Летные данные:

Крейсерская скорость км/ч 322

Максимальная скорость, км/ч 400

Практическая дальность, км 2000

Практический потолок, м 6500

Предназначен для эксплуатации на авиалиниях средней протяженности.

Разработчик: Savoia-Marchetti

Серийно выпускался в 1945-1949 гг.

Двигатели: 2 ПД Alfa Romeo A.R. 128 RC 18 (2 х 860 л.с.)

История создания и особенности конструкции:

Сразу после создания в 1937 г. трехмоторного транспортно-пассажирского самолёта SM.75 Алессандро Маркетии объявил о начале проектирования новой четырехмоторной машины, первоначально названного SM.76. Проект предусматривал цельнометаллическую конструкцию фюзеляжа, состоявшую из стальных труб и большей частью обшиваемую алюминиевыми листами, только задняя часть и оперение имела полотняную обшивку. Трехлонжеронное крыло было цельнодеревянным. В качестве силовой установки рассматривался вариант с установкой Alfa Romeo 126 RC.34 мощностью 750 л.с. с трехлопастными металлическими винтами SIAI-Hydrovaria S.53. Экипаж самолёт состоял из 4 человек: в носовой части располагались два пилота, а за ними имелись места для техника (слева) и радиста (справа). Пассажирский салон был рассчитан на перевозку 18 человек.

Проектирование заняло довольно много времени, так что к моменту окончательного оформления самолёт претерпел несколько изменений, а его название сменилось на SM.95C (С — "civile" — гражданский). Первое рассмотрение проекта состоялось в августе 1939 года. Тогда же решили заменить старые моторы на более мощные Alfa Romeo 128 RC.18 (850 л.с.). По суммарным характеристикам SM.95C должен был находится примерно на уровне немецкого FW-200 "Condor", что вполне бы устроило авиакомпанию Ala Littoria, у которой в эксплуатации все ещё находилось много устаревших самолётов. Однако постройка SM.95C существенно затормозилась после начала войны. Интерес к гражданским машинам резко пошел на убыль и вспомнили о нем лишь тогда, когда оказалось, что ВВС располагают ничтожным числом самолётов большой дальности и грузоподъёмности. Именно это подтолкнуло Regia Aeronautica выдать 26 декабря 1941 года спецификацию на дальний четырехмотороный самолёт, который можно было бы использовать для перелётов к берегам Южной Америки. Результатом этого заказа стало появлении транспортной версии бомбардировщика Piaggio P.108. Тут и на фирме Savoia-Marchetti вспомнили, что у них есть готовый проект аналогичного самолёта, который хоть и не обладал самой современной конструкцией, зато мог перевозить больше полезной нагрузке и был дешевле в производстве и эксплуатации. Работы по SM.95C возобновились с 13 июня 1942 года и проводил их на этот раз инженер Марио Бернаскони. Спустя два месяца — 19 августа руководство ВВС дало согласие на постройку одного прототипа, постройку которого надлежало закончить к сентябрю следующего года, но мало кто тогда знал, что строительство SM.95C уже началось в инициативном порядке. Несмотря на все усилия уложиться в срок авиастроителям не удалось. Тем не менее Regia Aeronautica выдали второй заказ на три самолёта в версии бомбардировщика SM.95B, в котором могли использовать элементы от серийного SM.82. Как и следовало ожидать, военные потребовали установить оборонительное вооружение и бомбоотсек. Так появилась носовая стрелковая башня (как у Fiat BR.20), две боковые и нижняя стрелковые установки, каждая из которых оснащалась одним 12,7-мм пулеметом. Двигатели также планировалось заменить на Piaggio P.XIX RC.30 или RC.45. Кроме того, рассматривался варианты бомбардировщика с пятью моторами и цельнометаллическая модификация SM.95S, но их отвергли как излишние. В то же время Глава ВВС потребовал переделки двух самолётов в гражданскую модификацию, предназначенную для дальних полётов.

Прототип SM.95C (NC.41001) был готов в мае 1943 года. Первый полёт на нем произвел лётчик Гильермо Альгаротти, в целом оставшийся довольный самолётом. В полёте SM.95C не показал существенных недостатков, за исключением недостаточной центровки, но эту проблему конструкторская бригада обещала исправить в самом ближайшем времени. Заводские испытания закончили 13 августа и на следующий день SM.95C перегнали на авиабазу в Гвидонии, где самолёт начал проходить военные тесты. Полёты продолжались до 9 сентября 1943 года, когда самолёт был захвачен немцами и угнан в Германию. Туда же был отправлен и недавно построенный второй прототип (NC.41002). Оба самолёта были направлены в состав Tr.St.5 (Trasportfliegerstaffel 5), базировавшейся на а.Медорф, где 4 сентября 1944 года во время бомбардировки был потерян первый SM.95C. Судьба второго самолёта, переданного в другую часть, так и осталась неизвестной.

На этом можно было бы поставить точку, однако у итальянцев в постройке находились третий гражданский SM.95C (NC.41003) и бомбардировщик SM.95B (NC.41004, после достройки он получил номер NC.41005). В конце войны, благодаря вмешательству союзной авиационной комиссии, итальянцы получили возможность закончить монтаж обоих самолётов в гражданском варианте. Поскольку никаких серьёзных изменений в их конструкцию не вносилось, оба самолёта были готовы к июлю и сентябрю 1945 года соответственно. Самолёт произвел весьма положительное впечатление и до 19 октября 1949 года, было построено ещё 15 SM.95C. В последнюю партию входили самолёты оснащенные британскими моторами Bristol "Pegasus" type 48 (1005 л.с.) и американскими Pratt и Whitney SIC-6 "Twin Wasp" R-1830 (1217 л.с.), все они принадлежали впоследствии авиакомпании LATI.

В гражданской эксплуатации находилось 13 самолётов, в то время как остальные 5 получили военные регистрационные номера MM.61811 (NC.41007), 61812 (NC.41008), 61813 (NC.41009), 61814 (NC.41011) и MM.61635 (NC.41005, тот самый единственный самолёт серии "B") и были переданы итальянским ВВС. Авиакомпания Ala Italia приобрела шесть машин, начав их эксплуатацию с июля 1947 года на линии Рим-Осло (Норвегия). Поскольку маршрут самолёта пролегал над Альпами, а никакой герметизации предусмотрено не было, экипаж и пассажиры были вынуждены надевать кислородные маски. В июле 1949 года компания Linee Aeree Transcontinentali Italiane (LATI) открыла маршрут в Венесуэлу, на котором применялись три самолета SM.95. Еще четыре машины приобрела национальная авиалиния Египта SAIDE, которая использовала их в течение нескольких лет на маршрутах, соединявших Каир с Римом и Парижем. В целом полеты SM.95 проходили без крупных происшествий. Самая крупная катастрофа с участием этого самолёта произошла 17 января 1951 г. В очередном рейсе лайнер с бортовым кодом I-DALO был поражен молнией на высоте 6500 футов. Молния воспламенила пары бензина в баках и в результате взрыва погибли 14 из 17 пассажиров и 4 из 5 членов экипажа.

Большинство самолетов были списаны к 1952 году, а последний официальный полёт был зарегистрирован 28 сентября 1954 г.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *