Главные события года в коммерческой авиации

Уходящий год, как кажется, оказался более чем обычно насыщенным событиями в сегменте коммерческой авиации. К сожалению, не все из них были радостными. Все самое главное — в подборке ATO.ru.

A321neo увеличенной дальности

13 января европейский авиапроизводитель Airbus анонсировал создание версии узкофюзеляжного ремоторизованного самолета Airbus A321neo увеличенной дальности. Ожидается, что новая машина, способная летать на 7400 км, займет нишу дальнемагистрального узкофюзеляжного Boeing 757, который более не производится. Стартовым заказчиком на A321neo-LR стала американская лизинговая компания Air Lease Corporation.

Новый президент ОАК

В середине января президентом Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) вместа Михаила Погосяна стал замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. Летом новый глава ОАК объявил об изменении ее организационной структуры. Первые назначения уже состоялись.

Сто миллиардов для Superjet

В конце марта президент России Владимир Путин объявил, что ОАК будет докапитализирована государством на 100 млрд руб. Согласно соответствующему проекту корпорация получает эту сумму для реструктуризации долгов своего дочернего предприятия «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) — производителя региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100).

Снижение НДС на внутренних авиалиниях

6 апреля Путин подписал закон о снижении налога на добавленную стоимость (НДС) при выполнении рейсов на внутренних воздушных линиях с 18 до 10%. Льготный режим, который начал действовать 1 июля, сохранится до конца 2017 г. В АЭВТ сочли, что эта мера позволит российским перевозчикам экономить по 30 млрд руб. в год, однако попросили, чтобы НДС на внутрироссийских линиях вообще обнулили.

Первый полет Ан-178

6 мая на Украине в воздух поднялся первый прототип реактивного самолета Ан-178 — транспортной версии регионального Ан-148. Предполагается, что машина придет на смену устаревшим транспортникам Ан-12. Стартовый заказчик на новый тип — азербайджанский холдинг Silk Way Group, в состав которого входят грузовые авиакомпании Silk Way West и Silk Way Airlines.

Продажа Sikorsky Aircraft

В середине июля было официально объявлено, что американская корпорация United Technologies Corp. (UTC) продает за 7 млрд долл. производителя вертолетов Sikorsky Aircraft оборонной компании Lockheed Martin. Эксперты объяснили сделку, которая была закрыта в ноябре, сниженим доходности вертолетостроителя. Утверждается, что смена владельца не скажется на производственной программе компании.

Новая государственная авиакомпания в Казахстане

В конце августа в Казахстане начала выполнять полеты недавно созданная вторая государственная авиакомпания Qazaq Air. Перевозчик, парк которого состоит только из турбовинтовых Bombardier Q400NG, специализируется на региональных рейсах. Не исключено, что в будущем государство сократит свою долю в Qazaq Air до 51%.

Российско-украинская санкционная война

25 сентября власти Украины отказались принимать у себя в стране самолеты российских авиакомпаний. Несмотря на то, что изначально запрет не коснулся «ЮТэйр», после ответных санкций со стороны России права летать на Украину лишилась и эта авиакомпания. В ноябре все российские перевозчики потеряли право даже пролетать на территорией соседнего государства. Россия, впрочем, ввела такие меры в отношении Украины еще в 2014 г.

Укрупнение авиакомпании «Россия»

В начале октября гендиректор авиакомпании «Аэрофлот» Виталий Савельев анонсировал реформу принадлежащей одноименной группе авиакомпании «Россия», в состав которой войдут два других перевозчика из той же группы — «Донавиа» и OrenAir («Оренбургские авиалинии»). Формирование новой структуры должно завершиться к апрелю 2016 г. По суммарной провозной емкости объединенная «Россия», скорее всего, займет второе в стране место после «Аэрофлота». Новый перевозчик планирует сконцентрироваться на внтурироссийском рынке, хотя в ее маршрутной сети будут и международные направления.

Прекращение полетов «Трансаэро»

26 октября прекратилось действие сертификата эксплуатанта второй по пассажиропотоку авиакомпании России «Трансаэро». Это стало завершением процесса, начавшегося 1 сентября, когда из-за накопившихся у «Трансаэро» долгов власти решили передать ее «Аэрофлоту». Последний, впрочем, от сделки отказался, обвинив в ее срыве менеджмент конкурента. Большая часть международных направлений «Трансаэро» и часть ее флота достаются «Аэрофлоту» и преобразованной авиакомпании «Россия». Дело о банкротстве «Трансаэро» рассматривается в суде.

Летные испытания двигателя ПД-14

24 октября начались летные испытания турбовентиляторного двигателя ПД-14, разработанного Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) для российского перспективного узкофюзеляжного самолета МС-21. Ожидается, что газогенерантор ПД-14 в будущем послужит основой для целого семейства двигателей, в том числе турбовального ПД-12В, который планируется разработать для российско-китайского тяжелого вертолета и российского тяжелого вертолета Ми-26.

Теракт на борту A321 Metrojet

31 октября над Синайским полуостровом (Египет) потерпел крушение самолет Airbus A321 российской авиакомпании Metrojet («Когалымавиа»), следовавший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Все 224 чел. на борту погибли. 16 ноября ФСБ объявила, что самолет рухнул в результате теракта: на борту воздушного судна взорвали бомбу.

Конфликт между МАК и Росавиацией

4 ноября Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) приостановил действие в России сертификатов пассажирских самолетов семейства Boeing 737. Росавиация, чью позицию МАК назвал основанием для отзыва сертификата, запрещать полеты этого типа отказалась, одновременно раскритиковав действия МАК. Конфликт между ведомствами вызвал предположения о том, что МАК в скором времени может лишиться права выдавать сертификаты для России. Прогнозы сбылись 26 ноября, когда Медведев передал сертификационные функции комитета российским федеральным органам. Полномочия МАК истекли 10 декабря. Законодательная база, на основании которой будут выдаваться российские национальные сертификаты, пока только разрабатывается.

Прекращение полетов в Египет и Турцию

6 ноября, через неделю после крушения A321 Metrojet Владимир Путин распорядился приостановить воздушное сообщение с Египтом. Полеты прекратили несмотря на то, что на тот момент российские власти официально еще не признали, что самолет упал в результате теракта. 28 ноября Путин остановил чартерные рейсы в Турцию. Поводом стало то, что 24 ноября самолет турецких ВВС сбил над Сирией российский бомбардировщик Су-24. Таким образом, российские авиакомпании потеряли сразу два самых важных чартерных направления.

Выкатка C919

В первых числах ноября китайский авиапроизводитель COMAC впервые продемонстрировал публике прототип узкофюзеляжного реактивного пассажирского самолета C919. Вмещая до 168 пасс. и будучи оснащенным двигателями нового поколения CFM International LEAP-1C, машина позиционируется как конкурент ремоторизованных Airbus A320neo и Boeing 737MAX. Впрочем, пока производитель располагает заказами в основном от китайских эксплуатантов.

Первый полет MRJ

11 ноября в Японии состоялся первый полет регионального самолета Mitsubishi Regional Jet (MRJ). Это событие ознаменовало окончание 40-летнего периода, в течение которого в этой стране не производилась гражданская авиатехника. Испытания самолета начались с опозданием из-за технических недоработок. В конце декабря стало известно, что поставки, которые были запланированы на II квартал 2017 г., задерживаются примерно на год.

Сертификация ремоторизованного A320

24 ноября Airbus объявил о получении европейского и американского сертификатов типа на самолет A320neo, оснащенный редукторными двигателями нового поколения Pratt & Whitney PW1100G. Как утверждает производитель, благодаря ремоторизации и изменению аэродинамической конструкции расход топлива на одно кресло удалось сократить на 15%. Первым новую машину в 2015 г. должен был получить перевозчик Qatar Airways, однако из-за неполоной готовности двигателей к штатной работе он предпочел подождать. В дальнейшем Airbus сертифицирует A320neo с двигателями CFM LEAP 1A, а позже — A321neo и A319neo с обоими типами двигателей.

Банкротство Air Armenia

В конце ноября суд в  Армении признал банкротом местную авиакомпанию Air Armenia. Перевозчик пришел на армянский рынок пассажирских перевозок вскоре после того, как в 2013 г. обанкротилась авиакомпания «Армавиа». Крах Air Armenia сорвал планы по поставке в закавказскую республику четырех самолетов SSJ 100, которые перевозчик планировал приобрести до конца 2015 г.

Выкатка Boeing 737MAX

8 декабря американский авиапроизводитель Boeing показал первый прототип Boeing 737MAX-8, который представляет собой ремоторизованную версию узкофюзеляжного самолета Boeing 737-800. Летные испытания машины, оснащенной двигателями CFM LЕAP-1B  должны начаться в 2016 г. Впоследствии планируется наладить производство остальных самолетов ремоторизованного семейства — Boeing 737MAX-7, Boeing 737MAX-9 и Boeing 737MAX-200.

Сертификация Bombardier CS100

18 декабря канадские авиавласти выдали сертификат типа на узкофюзеляжный самолет Bombardier CS100. Машина пополнила ряд пассажирских воздушных судов, оснащенных двигателями нового поколения: на CS100, как и на более вместительном представителе семейства CSeries CS300 (сертификация ожидается через полгода после «младшей версии») устанавливаются редукторные моторы PW1500G. Получение разрешения на коммерческую эксплуатацию нового самолета омрачается убыточностью программы, для спасения которой власти Квебека были вынуждены выделить 1 млрд долл.

Допуск «Победы» за рубеж

19 декабря принадлежащий «Аэрофлоту» лоукостер «Победа» совершил первый зарубежный рейс в столицу Словакии — Братиславу. Впрочем, пересекать границу его самолеты начали еще 4 ноября, когда авиакомпания открыла летную программу в Калининград. «Победа» долгое время не могли добиться права летать в этот город из-за того, что для выполнения рейсов туда требуется иметь международный допуск. Предоставить его власти отказывались на основании положения федеральных воздушных правил, согласно которому перевозчики могут летать за рубеж, только отлетав внутри России в течение двух лет. Изменить ситуацию позволили поправки, разрешившие выдавать авиакомпаниям международный допуск, если такой допуск есть у их материнских структур.

Сертификация Ми-38

http://www.ato.ru/

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *