Каким был уходящий год для украинской пассажирской авиации — Мнения

С какими результатами авиаотрасль завершает текущий год и чего ждет от наступающего

2015 год выдался для украинской авиации не менее тяжелым, чем предыдущий. В стране продолжался экономический кризис, активная фаза военных действий в зоне АТО сменилась достаточно шатким и неспокойным перемирием. Авиацию ждали и новые сюрпризы – например, полное прекращение авиасообщения с Российской Федерацией.

Самыми главными событиями в отечественной авиаотрасли стали:

  • уход с рынка «Харьковских авиалиний» (аффилированы с «Пегас Туристик»);
  • уход с рынка «Визз Эйр Украина»;
  • подписание договора между Украиной и США об «открытом небе»;
  • одностороннее объявление Украиной режима «открытого неба» в Одессе и Львове;
  • череда судебных тяжб, инициированная авиакомпанией «Атласджет Украина» и связанными с ней юристами;
  • резонансный конфликт Михеила Саакашвили с руководителем Государственной авиационной службы Украины и увольнение последнего;
  • начало выполнения полетов авиакомпанией «Атласджет Украина»;
  • окончательный переход под управление Anex tour авиакомпании «ЮТэйр Украина» и ее переформатирование в «Азур Эйр Украина»;
  • закрытие авиасообщения между Украиной и Россией.

Все эти события в разной степени повлияли на авиационный рынок Украины. Однако по результатам 10 месяцев 2015 года пассажиропоток украинских авиакомпаний составил 5,9 млн человек, то есть падение произошло всего на 3% от провального 2014-го; аэропорты Украины пропустили за десять месяцев 9,95 млн пассажиров, что на 2% меньше показателя прошлого года.

В то же время на рынке произошло еще несколько важных событий, которые не были столь скандальными, и поэтому, несмотря на значимость для отрасли, для широкой публики остались в тени.

Во-первых, авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) существенно нарастила свое присутствие в пассажирском сегменте. Это произошло прежде всего за счет значительного увеличения транзитного потока. В целом МАУ показала за прошлый год рост свыше 20%. Кроме того, компания открыла две новых базы – в Одессе и Львове, запустив более десяти новых направлений полетов из этих городов.

По результатам 10 месяцев 2015 года пассажиропоток украинских авиакомпаний составил 5,9 млн человек, то есть падение произошло всего на 3% от провального 2014-го; аэропорты Украины пропустили за десять месяцев 9,95 млн пассажиров, что на 2% меньше показателя прошлого года

Во-вторых, Россия запретила турагентствам отправлять своих граждан на отдых в Египет и Турцию. Это, во многом политическое решение может ощутимо повлиять на туристическую сферу Украины. В 2015 году, согласно данным государственной статистики Турции, ее курорты посетили 650 000 украинских граждан, то есть примерно 1,3 млн пассажиров пришлось на турпоток (туда-обратно) в одну эту страну. Это 13% от потока в аэропортах Украины и 22% от всех тех, кого перевезли украинские авиакомпании. Египет с легкостью добавит еще несколько процентов.

Также надо понимать, что большинство российских турхолдингов управляют собственными авиакомпаниями с обширным флотом. Так, к примеру, только «Пегас Туристик» владеет сразу двумя авиакомпаниями – Nord Wind и Ikar – с суммарным флотом в 23 воздушных судна, из которых сейчас летают около четверти. Похожая ситуация и у других (Azur Air, I fly, Metro Jet, Royal Flight) даже несмотря на полную остановку «короля чартеров» – «Трансаэро».

В такой ситуации для Украины возможны два сценария: пессимистический – полный уход с рынка связанных с турецкими туроператорами авиакомпаний, и оптимистический – перевод в подконтрольные украинские авиакомпании самолетов от российских авиаперевозчиков, принадлежащих туркам. В пользу второго из них говорит тот факт, что с недавних пор стал проявлять признаки активности давно списанный проект «Пегас Туристик» – «Харьковские авиалинии». Передав самолеты в пользование украинской авиакомпании, турецкий оператор сможет их хотя бы временно использовать, в том числе и на других рынках. Как это делает сейчас авиакомпания «Роза ветров», летая по контракту в Пакистане.

И хотя это – не самые простые рынки, но все же они позволяют не оставить без работы персонал, налоги для Украины и возможность сохранить бизнес для турок – учитывая сложность без банкротства досрочно вернуть арендованные воздушные суда лизингодателю. Возможно, к весне мы станем свидетелями небывалого бума в открытии турками новых авиакомпаний в Украине.

А третье знаковое событие – это объявление Еврокомиссии о том, что Украина выполнила все технические условия для введения безвизового режима с шенгенской зоной. К реализации этого сценария авиакомпании будут готовиться весь следующий год. Учитывая, что даже чисто технически при самом благоприятном для Украины сценарии безвизовый режим может быть введен не ранее осени 2016 года, а возможно, и позже, у авиаперевозчиков имеется время на подготовку.

Знаковое событие – это объявление Еврокомиссии о том, что Украина выполнила все технические условия для введения безвизового режима с шенгенской зоной. К реализации этого сценария авиакомпании будут готовиться весь следующий год

Обычно они за полгода, а порой и за год планируют свое расписание, и выстраивают под него сеть. Хотя закрытие украинско-российского авиасообщения наглядно показало, как, казалось бы, достаточно посредственные авиакомпании, типа «Белавиа», могут быстро отреагировать: изменить расписание, запустить рейсы в абсолютно новые для себя города – и предложить пассажиру новый продукт.

Главное, чтобы на этот продукт нашелся платежеспособный покупатель. Сомнение в наличии последнего высказывают западноевропейские лоукосты (Ryanair & EasyJet) в ответ на все предложения рассмотреть возможность полетов в Украину. В то же время уже сейчас мы можем наблюдать, что половину полетов из Киева Wizzair выполняет в Вильнюс, Катовице, Будапешт и на Кипр. То есть, в те страны, чьи консульства известны достаточно либеральным подходом к визовому вопросу.

Поэтому можно предположить, что с либерализацией визового режима уже спустя очень короткое время лоукосты тоже запустят несколько новых направлений. Правда, пример Молдовы и Румынии показывает, что сначала это будут просто 3-4 «гастарбайтерских» направления от Wizzair. А Ryanair и EasyJet стоит ждать позже – после того как начнут существенно расти доходы населения, а также в случае улучшения политического фона и связанной с этим активизации западных туристов.

Впрочем, главное, для привлечения новых перевозчиков нужна понятная государственная политика и стратегия по работе с авиакомпаниями. В противном случае любой из аэропортов и все государство может попасть в кабальную зависимость от одной авиакомпании.

Резюмируя все вышесказанное, можно предположить, что 2016 год будет более благоприятным для украинских авиакомпаний в сравнении с текущим. Но только в том случае, если политики не преподнесут отрасли еще каких-либо сюрпризов. Вероятно, уже весной в Украине будет зарегистрировано сразу несколько новых авиакомпаний, принадлежащих иностранным (в первую очередь турецким) инвесторам. Правда, работать они наверняка будут за рубежом. Возможно открытие новых рейсов между Украиной и Анкарой, а также – турецкими провинциальными аэропортами.

Во второй половине года, в случае либерализации визового режима с ЕС, на рынке должно начаться оживление, в первую очередь связанное с увеличением частот уже летающих авиакомпаний. Возможен и запуск нескольких новых направлений. Осенью можно ожидать появления новых лоукостов – если не европейских, то от МАУ, с базированием в Ивано-Франковске.

С политической точки зрения самыми ожидаемыми событиями будут:

  • Назначение нового руководителя Госавиаслужбы.
  • Утверждение новых директоров в аэропорты «Борисполь» и «Львов».
  • Ревизия и подписание договора о совместном авиационном пространстве с ЕС. Надо признать, что в теперешней редакции он невыгоден не только ни одной авиакомпании Украины (большинство просто лишатся права выполнять полеты за рубеж из Украины), но и основным национальным перевозчикам в ЕС, которые и задают в Европе политический тон. Вероятно, в этом и нужно искать причины двухлетний задержки подписания договора, что наглядно продемонстрировало нежелание либерализировать авиасообщение на двухсторонней основе.
  • Принятие политического решения о стратегической программе развития аэропортов Украины. Иначе нас ждет теневая приватизация главных воздушных ворот страны, что ярко продемонстрировало противостояние вокруг конкурса на должность генерального директора аэропорта «Борисполь».

Forbes Украина.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *