Осторожно, небо закрывается, или почему волнуются русские

Как-то очень неожиданно для украинцев, Россия демонстрирует недовольство прекращением авиасообщение между странами

Похоже, мы нашли ту санкцию, которая задела Россию за живое. Авиасообщение между Украиной и РФ прекращено всего лишь неделю, а наши «дорогие соседи» каждый день шлют письма с просьбами о переговорах по отмене ограничений. Они так себя не вели даже тогда, когда мы на 2/3 сократили закупки газа у «Газпрома». А ведь продажа нефти/газа — это для России все.

Некоторые эксперты пытались объяснить такое поведение РФ нежеланием потерять последний путь коммуникации с Приднестровьем, так как иначе как по воздуху военных и технику в квазиреспублику не доставишь. С другой стороны — свое небо для российских самолетов мы перекрываем не полностью, над нашей территорией могут летать любые воздушные судна РФ, кроме военных. Но разве военными автомобилями Россия возит оружие и боеприпасы на Донбасс? Что ей мешает гражданскими грузовыми самолетами снабжать ПМР?

Эксперт: потери российских компаний от санкций в 3-4 раза больше, чем наших

Видимых причин для почти панического поведения РФ в этой ситуации вроде бы и нет. Так почему же они так занервничали? С этим вопросом мы обратились к авиационному эксперту Богдану Долинце.

— Во-первых, не нужно недооценивать экономический аспект, ведь около 70% пассажиропотока между странами перевозили российские авиакомпании, поэтому прекращение сообщения ударит, в первую очередь, по РФ. Кроме того, половина пассажиропотока — это были транзитные пассажиры, которые из Киева летели российскими компаниями дальше. Компенсировать этого транзитного пассажира невозможно, он переориентируется на ближайшие западные аэропорты или на Борисполь.

Убытки украинских компаний от прекращения сообщения с РФ я оцениваю примерно в $10 миллионов, российские же авиаперевозчики потеряют в 3-4 раза больше. И это без учета их убытков от потери транзитных пассажиров из Украины.

Кроме того, есть политический аспект. Раньше Россия могла практически безнаказанно перекрывать поставки газа в Украину или поставки продуктов из Украины, развязывать торговые войны против нас и не получать достойного ответа. Она действовала с позиции силы. Мы же, закрыв авиасообщение с РФ, показали, что тоже имеем в своем арсенале действенные методы. Этим шагом мы сильно усложнили жизнь, в первую очередь, бизнесменам, которые ведут свои дела в Украине. Рейсами на Россию пользовались те, кому нужно было слетать «на день», то есть утром в одну сторону, а  вечером обратно. Теперь так летать невозможно. Как результат, бизнес связи между странами будут охлаждаться. И это плохо для политических амбиций РФ, так как они теряют экономические рычаги влияния на Украину.

— Есть мнение, что Россия оспаривает авиационные санкции Украины из-за Приднестровья, если мы закроем небо — они не смогут поставлять туда оружие и солдат…

— Россия и сейчас не может этого делать. Через Украину запрещено пролетать самолетам из РФ, которые могут перевозить живую силу и оружие. Но РФ может провозить военных и оружие в обычных грузовых самолетах и проверить это достаточно сложно. Тем не менее, противостоять этому мы можем. Теперь на каждый пролет РФ должна запрашивать разрешение Госавиаслужбы Украины, указывая при этом тип, класс, грузоподъемность самолета. Учитывая направление полета самолета — можно предположить, какой груз и куда он везет и на этом основании отказать в пролете. Это вопрос технический.

В целом, если говорить по Приднестровью, то России попасть в тот регион сейчас действительно сложно: ни мы, ни Молдова их военные самолеты не пускаем, а по суше перебрасывать туда технику и людей они не могут.  Но не думаю, что это главная причина их обеспокоенности санкциями. Главное — это экономические последствия для РФ и публичная «оплеуха» от Украины, что подрывает их авторитет.

— Сегодня появилась информация о том, что Украина может запретить летать в своем небе любым самолетам из РФ, не только военным. Вы думаете, до таких мер дойдет?

— Думаю, это маловероятно. Эксперты уже давали свои оценки, из которых следует, что при полной «блокаде неба» «Украерорух» недополучит $150 млн. В нынешних экономических условиях для нас это слишком большие деньги. К тому же у РФ есть возможность облетать украинское небо, хоть это и негативно скажется на времени полетов и на цене билетов для россиян. Нынешний формат санкций — оптимальный для Украины, так как убытки России от них намного больше наших. Если полностью закрыть небо — баланс может измениться.

Фото: flickr/Andrei Efimkin

Источник: http://www.tochno.media/

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *