Киев как один из крупнейших региональных Авиа узлов

Статья-участник конкурса эссе MindSketch

Автор: Олег Витковский, кандидат экономических наук (Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко), магистр делового администрирования (MBA) (Лондонская бизнес школа)

Предостережение: Автор не работает, не консультирует, не обладает акциями и не получает финансирования от компании или организации, которая бы имела пользу от этой статьи, а также никоим образом с ними не связан


Уникальное географическое положение — на стыке Европы и Азии — может помочь Киеву стать региональным авиа узлом. С помощью существующей инфраструктуры международного аэропорта «Борисполь» Киев может обслуживать до 25 млн. Пассажиров в год. Это поможет создать новые рабочие места и будет способствовать развитию региональной экономики.


Сейчас, когда эксперты обсуждают драйверы роста украинской экономики, они чаще всего вспоминают сельское хозяйство и IT-индустрию. Безусловно, эти два сектора могут поддержать украинскую экономику, когда традиционные локомотивы экономики, такие как промышленное производство и строительство, сужаются более чем на 20% в годовом измерении [1].

Тем не менее, в Украине есть и другие секторы экономики, которые можно развивать, чтобы укрепить украинскую экономику и повысить долгосрочную конкурентоспособность страны. В этой статье мы сосредоточимся на транспортном секторе и, в частности, преимуществах преобразования киевского аэропорта «Борисполь» в один из крупнейших воздушных региональных хабов. Следует отметить, что этот вопрос обсуждается уже давно. В 2013 году украинское правительство даже одобрил «Концепцию государственной целевой программы развития аэропортов на период до 2023 года».

Итак, какие преимущества у Киева по сравнению с другими региональными узловыми аэропортами, и какие непосредственные выгоды будет иметь местная экономика?

Мы считаем, что аэропорт «Борисполь» может стать региональным воздушным центром. Наше утверждение базируется на трех основных причинах. Первая причина — это географическая близость Украины к основным экономическим центрам Европы и Азии. Рисунок 1 показывает продолжительность полета (для прямых рейсов) из Киева в основные аэропорты Европы, Азии, Ближнего Востока и Северной Америки. Уникальное положение Украины между Европой и Азией дает возможность быстро долететь из Киева в основных городов этих континентов. Например, перелет Киев — Нью-Йорк занимает меньше 10:00, а прямой рейс Киев — Сингапур занял бы только более 11:00. Чтобы продемонстрировать это преимущество, предлагаем рассмотреть три альтернативных способа путешествия из Пекина в Лондон — с остановками в Дубае, Стамбуле (топ предложения на популярном сайте планирования авиа путешествий Skyscanner), и в Киеве. По данным сайта The Travel Math, средняя дальность полета Пекин-Стамбул-Лондон почти на 1000 км больше, чем дальность полета Пекин-Киев-Лондон. По сравнению с перелетом Пекин-Дубай-Лондон, преимущество Киева еще более ощутима — общая дальность маршрута через Киев короче на 2700 км.

Рисунок 1. Средняя продолжительность полета из Киева в некоторые города мира

Источники: www.travelmath.com, www.pilot.ua

image-16595

Источники: www.travelmath.com, www.pilot.ua

Вторая причина заключается в огромном транзитном потенциале аэропорта «Борисполь» — главных воздушных ворот Украины. Тем не менее, в 2014 году пассажиропоток через аэропорт «Борисполь» составил только 6900000. Пассажиров. Для сравнения пассажиропоток аэропорта «Ататюрк» в Стамбуле, который находится всего в 2:00 полета от Киева и имеет схожее географическое положение, в 2014 году составил 57 млн пассажиров. Исходя из показателей пассажиропотока, аэропорт «Борисполь» также отстает и от других крупных аэропортов Восточной Европы. Если говорить конкретно о транзитном потенциале, по данным 2014 доля транзитных пассажиров аэропорта «Борисполь», которых обеспечивает базовый авиаперевозчик, составила лишь около 6% от общего пассажиропотока, в то время как во Франкфурте этот показатель составил 53%, в аэропорту Схипхол — 42%, и в Хитроу — 35%. Стоит отметить, что доля транзитных пассажиров в аэропорту «Борисполь» увеличилась в первой половине 2015 года.

Согласно данных руководства аэропорта «Борисполь», переменные затраты, зависящие от пассажиропотока, составляют лишь 3% в общей структуре расходов. Поэтому рост количества транзитных пассажиров фактически «чистым» прибылью аэропорта, поскольку общие расходы фактически не изменятся.

Кроме того, если мы сравним соотношение пассажиропотока аэропорта «Борисполь» в количестве жителей города Киева с аналогичным показателем других восточноевропейских аэропортов и городов, такими как аэропорт Вацлав Гавел и Прага, аэропорт имени Фридерика Шопена и Варшава, и аэропорт имени Ференца Листа и Будапешт, мы увидим, насколько отстает Киев. Такое соотношение (по 2014) для аэропорта Вацлав Гавел составил 8,5, для аэропорта имени Фредерика Шопена — 6,1, для аэропорта имени Ференца Листа — 5,2, а для аэропорта «Борисполь» — только 2,4 (данные по численности населения городов взяты из базы Евростата). Даже понимая, что этот показатель не является идеальным, он может быть использован для того, чтобы продемонстрировать, что аэропорт «Борисполь» практически не использует свой потенциал регионального транзитного авиа узла.

Более того, из-за экономического спада и резкой девальвации гривны, стоимость рабочей силы в Украине стала одной из самых низких не только в Восточной Европе, но и во всем мире. К тому же, цены на электроэнергию в Украине ниже, чем в странах Восточной Европы [2]. То есть, теоретически стоимость эксплуатации инфраструктуры аэропорта «Борисполь» должна быть значительно ниже, чем в других восточноевропейских аэропортах.

Таблица 1. Аэропорты Европы с наибольшим пассажиропотоком в 2014 году

Источник: http://topairlinesrankings.blogspot.co.uk/2015/02/top-ranking-100-biggest-airport-in.html

image-16596

Джерело: http://topairlinesrankings.blogspot.co.uk/2015/02/top-ranking-100-biggest-airport-in.html

Третий фактор, свидетельствующий в пользу нашей гипотезы, — это существующая инфраструктура. В рамках подготовки к Евро-2012, в аэропорту «Борисполь» были построены два новых терминала. В настоящее время из 5 существующих терминалов используется только один — терминал D. К тому же, даже этот терминал используется только на 30% своих возможностей [3]. Таким образом, даже без дополнительных инвестиций в инфраструктуру аэропорт «Борисполь» может обслуживать, по крайней мере, в 3-3,5 раза больше пассажиров в год, чем сейчас. Если аэропорта «Борисполь» удастся использовать нереализованный потенциал, он сможет увеличить свой пассажиропоток до 21-25 млн. В год. С таким показателем аэропорт «Борисполь» окажется среди топ-20 самых загруженных аэропортов Европы и станет третьим по величине в Восточной Европе после двух московских аэропортов.

Теперь рассмотрим потенциальные выгоды (перечень преимуществ не является исчерпывающим):

  • создание новых рабочих мест. Если аэропорт заработает на полную мощность, или, по крайней мере, будет использовать более полно свой ​​существующий потенциал, там появятся новые рабочие места;
  • развитие обслуживающих / связанных отраслей, таких как наземные службы, реклама, транспортировка в / из аэропорта;
  • развитие туризма. Увеличение пассажиропотока через аэропорт «Борисполь» неизбежно приведет к развитию туристической сферы. Некоторые люди выберут более длительную остановку, чтобы посетить город. Особенно это актуально для пассажиров, путешествующих из Азии в Европу / Северную Америку.

Необходимо заметить, что на превращение Киева в региональный авиаузел уйдет определенное время, но, на наш взгляд, это возможно осуществить в среднесрочной перспективе. Конечно, существуют как объективные да и субъективные препятствия на этом пути, в частности:

  • Проблемы с безопасностью. Пока идет АТО, некоторые путешественники, а их может быть достаточно много, будут беспокоиться о своей безопасности, и, соответственно, не будут путешествовать через территорию Украины. С другой стороны, надеемся, что вскоре соглашение о прекращении огня будет реализовано в полном объеме (в начале октября наблюдаются позитивные изменения в этом направлении).
  • Нормативные препятствия и ограничения. Украина до сих пор не подписала с ЕС соглашение об «открытом небе». Работа над соглашением ведется еще с 2007 года. Тем не менее, через существующие юридические споры между Испанией и Великобританией вокруг статуса Гибралтара, подписание соглашения вновь отложено. В этой ситуации Украина решила начать процесс подписания соглашения с каждой страной отдельно. Этот процесс может затянуться и отложит приход европейских авиакомпаний на украинский рынок.
  • Отсутствие системного подхода к развитию аэропорта «Борисполь». Это наводит на мысль как регулирующего органа (Министерства инфраструктуры Украины), так и основного перевозчика (Международные Авиалинии Украины) является одной из главных проблем.

Подытоживая, мы считаем, что аэропорт «Борисполь» необходимый потенциал для того, чтобы стать региональным узловым аэропортом. Такой хаб будет способствовать развитию региональной экономики. Если Киев хочет занять свое место на региональной воздушной карте, нужно действовать быстро, так как основные конкурирующие воздушные хабы не стоят на месте и все время развиваются. Например, компания Istanbul Grand Airport объявила о начале строительства нового аэропорта в Стамбуле с общей пропускной способностью около 90 млн. Пассажиров в год в конце первого этапа и до 150 млн. Пассажиров, когда аэропорт заработает на полную мощность. Такой новый аэропорт станет крупнейшим в мире. Завершение первого этапа строительства запланировано на конец 2017 года. Крупнейший аэропорт России — Домодедово — также стремительно развивается и к 2023 году планирует увеличить свою мощность до 60 млн. Пассажиров в год. Поэтому, время играет не в пользу аэропорта «Борисполь».


Примечания

[1] First review under extended arrangements — International Monetary Fund — August, 2015

[2] Ukraine 2015: Brains, Hands and Grains. Horizon Capital, July, в 2015

[3] Ministry of Infrastructure of Ukraine — www.mtu.gov.ua

 

http://voxukraine.org/

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *