Слияние «Аэрофлота» и «Трансаэро»: рынок ждет взлет цен на билеты?

Снижение конкуренции после продажи крупнейшего частного авиаперевозчика России «Аэрофлоту» может привести к росту цен на авиабилеты, считают в туротрасли. Подробности — в материале DW.Российская государственная авиакомпания «Аэрофлот» может купить своего ближайшего конкурента «Трансаэро» уже в этом месяце, а контроль над его операционной деятельностью получит еще до закрытия сделки — 7 сентября. Об этом в четверг, 3 сентября, сообщило министерство экономического развития. Как именно эта сделка отразится на рынке пассажирских авиаперевозок, пока не ясно.

По словам министра транспорта Максима Соколова, новая модель работы «Трансаэро» будет определена только к концу нынешнего года. Тем не менее уже сейчас многие представители туристической отрасли опасаются, что покупка «Аэрофлотом» крупнейшей частной авиакомпании России может привести к росту цен на авиабилеты. Ведь приобретение контроля над погрязшим в долгах «Трансаэро» будет означать консолидацию рынка в руках самого крупного авиаперевозчика, что приведет к снижению конкуренции, указывают они. Рынок ждет роста цен Среди российских авиакомпаний у «Аэрофлота» самая крупная доля в общем объеме пассажирских перевозок. На конец июля 2015 года она составила 27,9 процента, приводит данные Росавиации «Вестник АТОР», издание Ассоциации туроператоров России.

«Трансаэро» с долей в 14,4 процента занимал по этому показателю второе место. На долю группы «Аэрофлот», в которую входит ряд дочерних компаний, включая «Победу», «Россию» и «Донавиа», приходится почти половина всех пассажирских авиаперевозок. «Сокращение конкуренции всегда ведет к ухудшению условий для конечного потребителя», — отметил в интервью «Интерфаксу» генеральный директор сервиса по бронированию билетов Biletix Александр Сизинцев. В компании по бронированию билетов Aviasales ожидают, что продажа «Трансаэро» приведет к повышению цен прежде всего на таких направлениях, как Барселона, Нью-Йорк и Ереван, где перевозчик долго сохранял бесспорное ценовое лидерство.

В 59 процентах случаев «Трансаэро» предлагал самые выгодные цены на билеты в Нью-Йорк, подсчитали в Aviasales. «В настоящий момент самый дешевый билет туда-обратно стоит 22,9 тысячи рублей, перелет «Аэрофлотом» в этот же день обойдется дороже уже на тысячу рублей», — цитирует данные компании «Интерфакс». Последние полгода «Трансаэро» очень сильно демпинговала как на дальнемагистральных рейсах, например, в США или страны Карибского бассейна, так и на европейских направлениях, отмечает представитель датского туристического метапоиска Momondo в России Ирина Рябовол. Поэтому на направлениях, на которых работали оба перевозчика, «Трансаэро» предлагала более низкие цены, чем «Аэрофлот», добавляет она.

Билеты подорожают, но не сразу По словам представителей Aviasales, после ухода с рынка бюджетных авиакомпаний SkyExpress и «Авианова» в 2011 году рост цен на отдельных направлениях составил до 60 процентов. Однако Рябовол спешит успокоить пассажиров. По ее прогнозам, в ближайшие месяцы роста цен ждать не стоит. Во-первых, сложный процесс слияния двух компания продлится не один месяц, рассуждает она в интервью DW. Во-вторых, добавляет Рябовол, «Аэрофлоту» невыгодно взвинчивать цены и усугублять нервозность на рынке, вызванную колебаниями валютных курсов. Тем не менее в долгосрочной перспективе цены, скорее всего, вырастут, прогнозирует Рябовол: «Монополия никогда не приводила к снижению стоимости».

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев уже пообещал усилить контроль над ценами. Он также не исключил, что ФАС будет требовать, чтобы «Аэрофлот» продал те маршруты, на которых он приобретает монопольное положение в результате покупки «Трансаэро». «Речь пойдет и о зарубежных, и о внутренних рейсах», — подчеркнул глава ФАС. По мнению Дмитрия Горина, возглавляющего в АТОР комитет по транспорту, после слияния у компаний, скорее всего, будет объединенная сеть маршрутов. Сделку по покупке «Трансаэро» Горин оценивает положительно. По его словам, она позволит повысить эффективность рынка пассажирских перевозок. По причине недостаточного спроса средний коэффициент загрузки на рейсах российских авиакомпаний сегодня составляет 82 процента, констатирует эксперт.

«Низких тарифов не останется» При таком спросе авиакомпании даже в условиях резких колебаний валютного курса часто вынуждены продавать билеты с большим дисконтом, отмечает Горин. В этой ситуации говорить о повышении авиаперевозчикам, по его выражению, нецелесообразно. Тем не менее, так же как и Рябовол, Горин убежден, что в дальнейшем повышения избежать не удастся. Однако, по его мнению, оно будет связано не со слиянием «Аэрофлота» и «Трансаэро», а с ростом курса валют к рублю. Для российских авиакомпаний это означает повышение размеров лизинговых платежей, которые производятся в валюте, объяснил Горин в интервью DW.

«Исходя из таких затрат, авиакомпаниями по-хорошему надо повышать цены», — резюмировал он. Рост цен на авиабилеты неизбежен, соглашается глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Он напомнил, что авиационная отрасль убыточна с 2011 года, а каждый пассажир сегодня «привозит» более 400 рублей убытков.

«Поэтому перед всеми авиакомпаниями стоит задача так или иначе поднять доходность», — говорит Пантелеев. По его оценкам, концентрация перевозок в рамках группы «Аэрофлот» может помочь выправить ситуацию, поскольку «позволит сократить излишнюю, губительную конкуренцию». Однако, «как следствие, самых низких тарифов, вероятно, уже не останется», заключил Олег Пантелеев.

Источник: http://obozrevatel.com/

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *