Украина разрывает сотрудничество с Россией в авиастроении

Украина продолжает курс на разрыв экономических связей с Российской Федерацией. На сей раз наша страна решила отказаться от участия в совместном предприятии, которое в будущем должно было стать координатором авиастроительных отраслей двух государств.

Украина покидает борт

Кабинет министров Украины намерен согласиться с предложением Министерства экономического развития и государственного авиастроительного концерна «Антонов» о выходе этого концерна из совместного украинско-российского предприятия ООО «ОАК-Антонов».

Фактически решение о согласовании принято, юридически оно будет закреплено в ближайшее время, сообщил РБК-Украина источник в правительстве. Копия распоряжения Кабмина имеется в наличии РБК-Украина.

В пояснительной записке Минэкономразвития к правительственному распоряжению указано, что, учитывая ситуацию, которая сложилась в отношениях с Россией в 2014 г., в «ОАК-Антонов» приостановлены работы по программам самолетов Ан-70, Ан-124, Ан-140, вынужденно сокращен штат управления от украинской стороны. Вместе с тем, финансово-хозяйственное состояние «ОАК-Антонов», с учетом обострения политического и военного противостояния между Украиной и Россией, ухудшается, уменьшается остаток средств уставного капитала, в том числе взнос концерна, как участника этой компании, сообщается в документе. «В такой ситуации дальнейшее участие концерна в ООО «ОАК-Антонов» представляется нецелесообразным», — указано в пояснительной записке.

Почти ничего не осталось

«ОАК-Антонов» — это совместное предприятие российской «Объединенной авиастроительной корпорации» и украинского госконцерна «Антонов» с распределением уставного капитала 50% на 50%. Офис компании находится в Москве. Переговоры о создании компании Украина и Россия провели в 2010 г., а уже в следующем году было избрано ее руководство.

Недавно, в марте 2015 г., Кабмин своим распоряжением вывел из состава государственного авиастроительного концерна «Антонов» фактически основной его актив — одноименное государственное предприятие — и включил его в состав государственного концерна «Укроборонпром».

Позже, в июне, правительство аналогично поступило с Харьковским государственным авиапредприятием и госпредприятием «Завод 410 ГА».

Недолгая история

Старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко, который занимался подготовкой вхождения концерна «Антонов» в СП с российской «Объединенной авиастроительной корпорацией», рассказал РБК-Украина, что создание «ОАК-Антонов» должно было стать первым шагом к более плотной кооперации России и Украины в авиастроительной отрасли.

«Планировалось, что Украина, которая фактически имеет лучший в СНГ сохранившийся костяк конструкторского бюро, будет на базе этого СП сотрудничать с Россией, которая готова была предоставить инвестиции и свой рынок для самолетов семейства «Антонова», — рассказал Роман Марченко.

По его словам, изначально предполагалось, что сотрудничество дойдет до того, что концерн «Антонов» будет корпоратизирован, после чего он и ОАК обменяются пакетами акций. В результате, «Антонов» стал бы одним из акционеров ОАК, а ОАК, в свою очередь, — «Антонова». Но по факту никаких реальных функций на это СП так и не было возложено, потому оно так никогда и не зашло далее первичного этапа.

«Компания не получила ни больших денег, ни взносов в виде интеллектуальной собственности. По итогу это было мертворожденное дитя, которое так и не начало серьезно работать», — отметил Роман Марченко.

При этом, по его мнению, поскольку СП так и не заработало в полную силу, Украина не ощутит особенного ущерба от выхода концерна из СП.

Окончательный развод

Исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко уверен, что, судя по опыту последний десятилетий, у Украины в принципе не может быть эффективного сотрудничества с Россией в авиастроении.

«Фактически условиями для активного производства самолетов Россия ставила неподписание ассоциации с Евросоюзом, невступление Украины в НАТО и вхождение страны в Таможенный союз. Украина же на эти условия не шла, поэтому Россия искусственно тормозила развитие авиастроительных проектов. К примеру, Ан-70 был ориентирован на российский рынок, но россияне так и не купили ни одного самолета. В мирное время Украина с Россией, за исключением единичных экземпляров Ан-140 и Ан-148, ничего, по сути, так не построила», — отметил Анатолий Мазуренко.

В то же время Роман Марченко рассказывает, что за период нынешнего кризиса во взаимоотношениях между Украиной и Россией было свернуто и большинство иных крупных проектов сотрудничества ГП «Антонов» с российскими предприятиями. Причем, с учетом того, что госпредприятие возглавил народный депутат от пропрезидентской фракции «Блок Петра Порошенко» Михаил Гвоздев, концерн, безусловно, будет поддерживать государственное понимание взаимоотношений Украины с Россией.

«В частности, Украина сейчас не особенно активна в вопросе поставок комплектующих для пассажирских Ан-140 и Ан-148, которые собирались соответственно в Саратове и Воронеже. Поскольку без украинских сертифицированных деталей россияне не могут строить эти машины, в РФ прекратили их сборку», — заявил Роман Марченко, добавив, что фактически прекращены и проекты двойного назначения, в частности по Ан-70.

Эксперт транспортного рынка Владимир Шемаев добавляет к причинам неэффективного сотрудничества между Украиной и Россией в авиастроении наличие в России собственных разработок в авиации, к примеру, тех же самолетов семейства Ил.

При этом, как подчеркнул Роман Марченко, от прекращения сотрудничества точно также страдает и Украина.

«Часть комплектующих для производства Ан-148 и Ан-158 в Киев поставляется из России. Но сейчас необходимые комплектующие из России в полном объеме не отгружаются. Правда, Украина имеет возможность начать заказывать аналогичные детали в других странах — наша страна может пойти на такой шаг, поскольку она является собственником интеллектуальных прав на эти самолеты и, соответственно, может вносить соответствующие изменения в сертификат типа. И эта работа уже ведется, но на это потребуется минимум год-два», — уточнил Роман Марченко.

На другие маршруты

В условиях российской агрессии против Украины, сотрудничество с РФ в авиастроительной отрасли в перспективе становится иллюзорным, уверен Анатолий Мазуренко.

«Украинским предприятиям в этой отрасли необходимо срочно переориентироваться на других смежников, на другой рынок», — отмечает он.

Владимир Шемаев также считает, что в нынешних условиях Украине стоит активизировать лоббирование своих авиаразработок в дружественных странах.

«В качестве примера для продвижения можно привести военно-транспортный самолет Ан-70, который по техническим и ценовым характеристикам превосходит аналогичный европейский самолет Airbus A400M. Однако страны НАТО не готовы закупать самолет у государства, которое не входит в этот блок», — сожалеет Владимир Шемаев.

Помимо стран НАТО Владимир Шемаев советует Украине наращивать сотрудничество со странами Африки, Ближнего Востока, Индией.

«Поскольку самолеты семейства «Антонова» приспособлены к посадке на нестабильные грунты, то они могут эффективно конкурировать в странах, где не сильно развито аэродромное хозяйство», — объяснил он.

В свою очередь Роман Марченко считает, что перспектива развития украинского авиастроения кроется в налаживании сотрудничества с богатыми странами без авиатрадиций, которые при этом хотят научиться строить самолеты. В качестве примера он приводит Саудовскую Аравию, с которой «Антонов» недавно подписал договор о начале производства самолетов в этой стране.

«Кроме того уже был опыт производства в Иране ИрАН-140 и они давно смотрят на наши Ан-148 и Ан-158. Давайте будем реалистами — ни на европейском рынке, ни на американском нас не ждут с нашими воздушными судами. Поэтому Украине стоит еще активнее работать на так называемых развивающихся рынках», — заключил Роман Марченко.

В то же время Владимир Шемаев считает, что для того, чтобы украинские авиапромышленные предприятия более эффективно конкурировали с компаниями из других стран, Украине стоит позаботиться о финансовой поддержке отечественных фирм.

«Было бы эффективно, если бы «Укрэксимбанк», как его коллеги в США, кредитовал иностранных покупателей украинских самолетов под небольшую процентную ставку, тем самым поддерживая украинскую промышленность», — отметил он.

Источник: http://www.rbc.ua/

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *