Атака дронов

На днях поступила информация о том, что в Новосибирске возбуждено уголовное дело в отношении местного жителя, запустившего квадрокоптер над мостом вблизи аэропорта. Мы решили разобратьс­я в правовом регулировании беспилотников в России и мире.

Беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) считаются любые летательные аппараты без экипажа на борту. Их также называют дронами или коптерами. Одной из наиболее растпространенных моделей беспилотников является упомянутый квадрокоптер — летательный аппарат с четырьмя несущими винтами. Управляются БПЛА с помощью оператора, автоматической программы или комбинации этих средств. Основных применений у коммерческих беспилотников три: аэрофотовидеосъемка, мониторинг удаленных объектов (например, трубопроводов) и экспресс-доставка.

Дроны не всегда являются безобидными игрушками — порой они могут представлять серьезную опасность для посторонних людей. Были случаи падения беспилотников в толпу людей. Коптеры могут врезаться в здания и коммуникации. Могут создавать помехи другим летательным аппаратам. Так, в США зафиксировано около двух десятков прохода беспилотников в опасной близости от самолетов. К счастью, ни одно из них не закончилось столкновением, которое при определенных условиях может привести к падению самолета.

Могут быть и другие случаи. Так, в Тихуане дрон, перевозивший 2,7 кг метамфетамина, который рухнул на площадку супермаркета недалеко от американо-мексиканской границы. Другой дрон врезался в дерево в охраняемой зоне рядом с Белым домом, чем вызвал панику у службы безопасности резиденции президента США. В Японии активист, обеспокоенный катастрофой на атомной электростанции в Фукусиме, посадил беспилотник с контейнером, содержащим радиоактивный песок из района АЭС, на крышу резиденции премьер-министра Японии Синдзо Абэ.

Кроме того, существует проблема охраны частной жизни от БПЛА с фото и видеосъемкой — благодаря современным технологиям дрон с камерой может быть размером с муху. В связи со всем этим государства потихоньку осознают необходимость регулирования полетов БПЛА. Однако наиболее развитые страны понимают, что в связи с большим разнообразием летательных аппаратов и выполняемых ими функций, а также большой потенциальной пользой от них, регулирование должно быть тонким и мягким. Практически во всех странах мира нормативно-правовая база для беспилотников находится в зачаточном состоянии, а норм международного права, регулирующих полёты БПЛА, не существует вовсе.

Как обстоят дела в России? В настоящий момент новосибирцу грозит максимальная ответственность в виде штрафа в 5 тысяч рублей за «нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния». Для юридических лиц ответственность чуть выше. Так, широкий резонанс получила историябизнесмена Олега Понфиленка, осуществлявшего в Сыктывкаре доставку пиццы с помощью дронов и оштрафованного за это на 50 тысяч рублей.

Такие понятия как «дрон», «коптер» и тому подобные в действующем законодательстве отсутствуют, зато имеется определение беспилотного летательного аппарата, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». «Беспилотный летательный аппарат» представляет собой летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов. Указанное описание представляется достаточно размытым, однако формально коптеры под него подпадают, — а значит, на их полеты распространяются специальные правила, обязательные для соблюдения.

Для законного использования беспилотного летательного аппарата, к которым, с большой вероятностью, будут отнесены коптеры, необходимы специальное разрешение, а также план полетов, — в противном случае владельцы коптеров будут привлечены к ответственности. Однако для признания дрона беспилотным летательным аппаратом в РФ требуется бортовой номер, сертификат летной годности и удостоверение пилота, которые не предусмотрены для устройств весом меньше 115 граммов.

Сейчас в недрах российских органов власти и профессиональных организаций идет активная разработка сразу нескольких законопроектов,  регулирующих полеты БПЛА. Все они в целом либеральнее существующего законодательства и предлагают установку различных правил для дронов  в зависимости от массы аппарата, местности и высоты полета. В то же время, Мосгордума работает над проектом полного запрета полетов коптеров над Москвой.

Что же происходит с нормативно-правовым обеспечением полетов беспилотников в других странах? Так как коптеры являются относительно новым видом летательных аппаратов, а бюрократическая машина довольно неповоротлива, в большинстве государств регуляция полетов гражданских БПЛА либо не осуществляется вообще, либо реализована огульно для всех случаев, как в России.

Около 70% гражданских беспилотников сейчас сосредоточено в США. Неудивительно, что именно в Штатах имеется наиболее проработанное, хотя пока и с множеством пробелов, законодательство на этот счет. В настоящее время в Штатах прописаны лишь общие правила полетов БПЛА: только в дневное время, в прямой видимости оператора, управляющего устройством, на высоте не более 400 футов (121,92 метра). «Пилот» должен иметь специальный сертификат и проходить медицинское освидетельствование.

Однако не определено, в какие области могут, а в какие не могут летать дроны, какое оборудование они могут нести на борту, а какое нет, как они должны отслеживаться с земли, какие меры безопасности и охраны частной жизни должны быть приняты, — и это дает свободу творчества местным властям в зависимости от их мировоззрения.

Но работа в данном направлении продолжается. Не так давно президент США Барак Обама подписал документ, направленный на защиту гражданских свобод американцев в процессе сбора информации беспилотниками. В связи с тем, что государственные ведомства все чаще используют дроны в повседневной деятельности, меморандум предписывает им ограничить сбор и хранение данных о личной жизни американцев. В частности, федеральным ведомствам запрещается хранить такую информацию свыше 180 дней, за исключением особых случаев. В целом документ призывает осуществлять интеграцию БПЛА в рабочие процессы «с учетом не только правил безопасности, но и соблюдения гражданских свобод».

Ведомствам рекомендуется при внедрении дронов проконтролировать соблюдение всех действующих законов и процедур по охране личной жизни. Правозащитники из Американского союза по гражданским свободам раскритиковали меморандум как недостаточный, требуя обязать власти получать санкцию суда на сбор данных о каждом конкретном лице и ограничить использование беспилотников. Кроме того, в США правила использования дронов уже ослабили для целей киносъемок, что было названо важным шагом для коммерческого освоения этих устройств в других отраслях.

В США, в отличие от России, крупные частные компании имеют возможность осуществлять лоббистскую деятельность. Так, крупнейший  мировой онлайн-ритейлер компания Amazon еще в 2013 году анонсировала доставку своих товаров с помощью беспилотников и с тех пор пытается продавить законодательные изменения в стране, которые разрешат подобную деятельность. Существующий в США запрет на использование БПЛА частными компаниями до сих пор не позволяет запустить услугу на «домашнем» рынке: даже проморолик компании, демонстрировавший возможности дрона, снимался за пределами США.  А в этом году Amazon собирается организовать БПЛА-доставку в Мумбаи и Бангалоре — в  Индии полеты дронов почти не регулируются.

Американцы торопятся, так как их подгоняют конкуренты. Крупнейший китайский игрок на рынке интернет-ритейла Alibaba уже начал свои эксперименты по доставке 340-граммовых упаковок чая в регионах Пекина, Шанхая и Гуанчжоу, а также продвигает соответствующие изменения в китайское законодательство. Эксперименты по доставке беспилотниками проводят Google и UPS. А немецкая DHL тестировала доставку лекарств по запрограммированным маршрутам на расстояние до 12 километров. В экспериментальном режиме коммерческая доставка посылок по воздуху уже осуществлялась в Австралии компанией Zookal. В Европе законодательство по БЛПА находится на уровне российского и отличается от страны к стране. В этом году Палата лордов Великобритании озаботилась внесением в ассамблею ЕС проекта стандартизации правил по регуляции полетов дронов.

Оптимальным же вариантом регулирования полетов БПЛА является тотальная приватизация воздушного просторанства и установка его собственниками собственных правил пользования им. Тогда госрегулирование отрасли вообще не потребуется.  Сейчас же об этом приходится только мечтать. Поэтому на данный момент лучшей системой является разделение беспилотников по группам в зависимости от типа, массы, целей дрона, его максимальной высоты, времени полета и прочих характеристик. Только с максимально детальным подходом государства смогут без большого вреда регулировать наиболее перспективный вид летательных аппаратов.

Фото: pto.hu

Источник: http://r-e-e-d.com/

3 Comments

  1. Pingback: molodezhka4seria

  2. Pingback: molodezhka4sezon212223seriya

  3. Pingback: Молодежка4сезон25серия26серия

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *