Для малой авиации Крыма не осталось места ни на земле, ни в воздухе

Легкомоторные самолеты, воздушные шары и планеры, которые обычно в курортный сезон катают тысячи туристов, в нынешнем году не смогут оторваться от земли. Более того, легальных площадок для базирования малой авиации в Крыму тоже нет. Федерация любителей авиации Крыма и общественная организация «Аэроспорт клуб» просят власти республики помочь им встать на крыло.

Прыжок на месте

Директор авиационного спортклуба «Крым» Татьяна Судакова с тоской вспоминает, как еще год назад каждые выходные организовывались для любителей парашютного спорта прыжки с самолетов.

— С августа 2013 года по декабрь 2014-го с двух наших самолетов было сделано шесть тысяч прыжков, — рассказывает она. — В нынешнем году мы еще ни разу не поднялись в небо, хотя спрос на эту услугу есть: звонят и постоянные клиенты, которые приезжали почти каждые выходные, и новички. Но пока мы ничем их порадовать не можем. Надеюсь, к летнему сезону все разрешительные документы получим и сможем летать.

Переоформление документов на самолеты оказалось недешевым. И быстро найти на перерегистрацию каждого самолета минимум 300 тысяч рублей смогли немногие. К тому же потребовалось переоформлять удостоверения пилотов: просто заменить их на документы российского образца, как в случае с пластиковыми карточками автоводителей, не получилось — пришлось сдавать экзамены и подтверждать квалификацию.

— Я вышел на пенсию и продолжаю летать, потому что мне это нравится, — говорит пилот Сергей Данильченко. — Но ежегодно я должен заплатить 100 тысяч рублей за сертификацию моего аэростата, на котором я смогу сделать 20-30 полетов. Это неподъемная сумма.

Крымских авиаторов по пальцам можно сосчитать — аэроклубы есть только в Саках, Бахчисарае, Феодосии и Симферополе. Частных бортов от силы 15 штук. Но после воссоединения Крыма с Россией желающих зарегистрировать свои самолеты в республике стало значительно больше.

— Мы наладили связи с авиаклубами России, они говорят — делайте у себя инфраструктуру, и мы к вам полетим, — рассказал председатель правления федерации любителей авиации Крыма Андрей Елецкий. — Они готовы лететь в Керчь, Феодосию, Судак, Бахчисарай, на Тарханкут. И не просто лететь, а регистрировать свои воздушные суда в Крыму. Если они переведут их к нам, то и сами будут жить в Крыму, летать, платить здесь налоги. Авиационные туристы — это люди обеспеченные. В прошлом году в Бахчисарае определили площадку для внесения в генплан, и туда впервые прилетели сразу пять бортов из других регионов России.

В нынешнем году симферопольский авиаспортклуб получил заявки на постоянное базирование 30 бортов. Дальше можно ожидать роста числа желающих: когда западные санкции снимут, разместить свои борта в Крыму смогут и крупные госкорпорации. Они уже зондируют почву.

— Но им нужно обеспечить заправку, взлет, посадку, обслуживание судов, жилье для пилотов, — говорит председатель правления региональной общественной организации «Аэроспорт клуб» Александр Судаков. — А что я могу предложить?

Бездомный самолет

Пока в Крыму не то что «приезжие» самолеты — даже местные негде разместить. На полуострове нет законных площадок для приема авиации общего назначения. Приземление в действующих гражданских аэропортах — удовольствие дорогое. Например, в аэропорту «Симферополь» это 28 тысяч рублей с маленького самолета. До нынешнего года у малой авиации были площадки на арендованных у пайщиков сельхозземлях. Но паспорта на них были действительны лишь до начала 2015-го. Теперь нужно регистрировать новые, а земли для них нет.

— Мы готовы выкупить у селян земельные паи, но для обслуживания самолетов нужны сертифицированные центры, ангары для зимовки, а на землях сельхозназначения нельзя строить объекты инфраструктуры, — продолжает Андрей Елецкий. — Наш коллега в Евпатории арендовал паи на 49 лет, то есть, по сути стал, их собственником. И ничего на этой земле сделать не может. Если он пойдет на нарушения, его самолеты арестует транспортная прокуратура.

Разместить площадки базирования для авиации общего назначения за пределами сельхозрайонов тоже нереально.

— Чтобы создавать свои аэродромы, нужно найти ровные участки с подходами к ним, — говорит пилот Сергей Данильченко. — Безболезненно можно сделать это в районе Евпатории, где земля неплодородная, но по статусу она тоже является землей сельхозназначения.

Те земли, которые подходят для нужд авиаторов и не имеют такого статуса, уже в собственности либо государства, либо военных.

— Если мы говорим о развитии малой авиации для привлечения в курортную зону туристов, нужно дать возможность изменить целевое назначение земель на площадках для малой авиации и спорта, — считает Александр Судаков.

Вероятно, решить проблему поможет создание государственного унитарного предприятия, которому передадут землю под аэродромы для малой авиации.

— В этом случае будет создана единая вертикаль управления, а бизнес на условиях государственно-частного партнерства примет участие в строительстве инфраструктуры, — говорит Елецкий.

В правительстве РК решили, что заниматься выделением земель должны муниципалитеты, а не республиканские власти. Главы администраций, в свою очередь, не знают, как решить проблему. Хотя малым авиаторам и нужно-то всего пять площадок на весь Крым: в районе Тарханкута, в Евпатории, Бахчисарае, Феодосии и Керчи.

Налоги тянут к земле

Крымские авиаторы считают, что республика могла бы воспользоваться опытом Ульяновской области или Казани, где органы власти своим решением изменили статус нескольких участков сельхозземель и передали их для развития авиации общего назначения. А еще установили льготную ставку налога на землю под аэродромами и вертодромами.

— Наш коллега из Евпатории платит налог на землю, занятую площадкой, 1,5 миллиона рублей в год, — рассказывает Андрей Елецкий. — Плюс нужно заплатить налог на транспорт в размере 25 рублей с каждой лошадиной силы самолета: для Ан-2, в котором одна тысяча лошадиных сил, получается 25 тысяч рублей. Хотя, например, в Ульяновске и Казани ставку транспортного налога уменьшили до 2,5 рубля.

Кроме того, авиаторам пришлось оборудовать каждый самолет системой «Маяк», которая стоит 80 тысяч рублей.

— Мы готовы платить и работать легально, если будут нормальные правила и адекватные цены, — говорит Судаков. — Пока в Крыму многие действуют подпольно: снимаются с регистрации и начинают летать партизанским способом.

Очередь в небо

Летать легально проблематично и еще по одной причине: чтобы подняться в небо, нужно уведомить диспетчерские службы гражданской и военной авиации, а свободных воздушных зон, в которых не нужно никого уведомлять, в Крыму практически не осталось. Сколько за день наберется полетов с туристами на воздушном шаре, подсчитать невозможно. Да и хлопотно это — постоянно уведомлять диспетчеров о полете, который длится в среднем 15-20 минут и в одной зоне.

— Все побережье закрыто: в районе Севастополя находятся Бельбек и Кача, далее аэродром Саки, где действуют ограничения, — говорит Судаков. — От Евпатории до Тарханкута — полигоны, дальше пилотажная зона военного аэродрома, расположенного в поселке Гвардейское. В Симферополе от центрального аэропорта пространство в радиусе 30 километров тоже закрыто для полетов. Над территорией полуострова осталось несколько мест, где еще можно летать: небольшой участок в Белогорском и Бахчисарайском районах и в районе от Феодосии до Судака. Но там вокруг горы, и площадку для посадки не сделаешь.

Решение этого вопроса зависит от Росавиации.

Комментарии

Павел Шперов, председатель подкомитета по транспорту Госсовета РК:

— Мы можем поднять вопрос о снижении транспортного налога для малой авиации. Поддержит нас Госсовет или нет — не знаю. А вот решения вопроса о выделении земли для стоянок базирования воздушных судов я пока не вижу. По закону на землях сельхозназначения можно разместить только аэродромы сельхозавиации. Но это тоже не выход. Переводить их в другую категорию можно только в исключительных случаях, связанных с государственной необходимостью. Я считаю, что проще восстановить старые аэропорты в регионах Крыма, например, в Багерово, Нижнегорском и Кировском районах, чем переоформлять сельхозземли и менять их целевое назначение, а затем строить на них новые площадки.

Ольга Бурова, заместитель министра курортов и туризма РК:

— Мы подготовили свои предложения, которые войдут в программу развития малой авиации. Первое, с чего начнем — это составление перечня площадок, которые могут быть использованы как аэродромы для авиации общего назначения. Затем определим виды самолетов, которые смогут на них базироваться, и разработаем туристические маршруты с учетом размещения площадок.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *