Война за небо

Глава Госавиаслужбы (ГАС) Денис Антонюк 3 декабря обсуждал с операторами рынка новый порядок назначения авиакомпаний на маршруты. Накануне Антонюк обещал услышать всех и внести изменения в порядок по наиболее спорным пунктам правил. Перевозчики настаивали на полной отмене новых правил и возврату к нынешней системе назначения на маршруты. Отменить порядок не удалось, но в Госавиаслужбе пообещали найти оптимальное решение, которое устроит всех игроков рынка.

Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ побывал на общественном обсуждении и записал, как перевозчики отстаивали право на свой кусок украинского неба.
Приказ №686, которым регулируются правила назначения авиакомпаний на маршруты, был принят ГАС 24 октября и зарегистрирован в Минюсте 13 ноября. Приказ вызвал оживленную дискуссию среди перевозчиков.

Некоторые авиакомпании даже провели две акции протеста под стенами Мининфраструктуры с призывами отменить порядок и уволить главу ГАС. По их мнению, порядок прописан в интересах единственной авиакомпании — МАУ и является непреодолимым барьером для выхода на украинский рынок новых перевозчиков, в том числе и лоукостов.

За и против
Главный возмутитель спокойствия — авиакомпания Атласджет Украина. Компания еще в апреле получила сертификат, разрешающий осуществлять полеты в Украине, но, по словам гендиректора перевозчика Сергея Подгородецкого, до сих пор не может начать летать из-за блокирования ее деятельности в Украине. Другая крупная авиакомпания, Визз Эйр Украина, после публикации проекта нового порядка заявила, что не исключает прекращение деятельности в Украине. Впрочем, позже, когда глава ГАС заверил авиакомпанию, что у нее не заберут уже имеющиеся в портфеле направления, риторика Визз Эйр смягчилась и лоукостер передумал уходить с рынка. Также недовольны новым порядком авиакомпании ЮТэйр Украина, Хорс, UM Air — всего 10 операторов рынка, которые объединились в Ассоциацию авиапредприятий Украины. По словам вице-президента по коммерческой работе авиакомпании МАУ Сергея Фоменко, крупнейшего украинского перевозчика в ассоциацию не пригласили.

Это и неудивительно. В МАУ довольны новыми правилами на рынке: «Я считаю, что эти правила — это попытка первой реальной реформы в Украине, которая пока не свершилась», — заявил ранее совладелец МАУ Арон Майберг, добавив, что ГАС должна дать ответы на вопросы недовольных авиакомпаний и разъяснить, почему правила необходимо вводить. Фоменко считает, что государство должно выработать стратегию по защите внутреннего рынка, частью которой должен стать новый порядок ГАС.

Я считаю, что эти правила — это попытка первой реальной реформы в Украине, которая пока не свершилась», — заявил ранее совладелец МАУ Арон Майберг

Услышать каждого 

Из-за возникшего скандала Минюст 26 ноября вернул его на доработку, предложив ГАС провести открытые слушания. Денис Антонюк назначил слушания на 3 декабря. Накануне обсуждения, 1 декабря, в комментарии ЛІГАБізнесІнформ глава ГАС сообщил, что Госавиаслужба готова прислушаться к пожеланиям авиакомпаний и искать обоюдоприемлемый компромисс. «Принципиально там (в правилах. — Ред.) есть некоторые позиции, которые менять нельзя. Например, пункт относительно украинских собственников. Остальное будет обсуждаться, в том числе и норма о привязке внутренних маршрутов к международным», — сказал Антонюк.

Диалога не получилось

Авиакомпании сразу же категорично выступили за отмену нового порядка. «Мы просим полностью отменить приказ. Он противоречит национальному и европейскому законодательству, а также рекомендациям ИКАО», — заявил старший юрист адвокатского объединения Marchenko Danevych Андрей Гук (представляет интересы Атласджет Украина). «Эти правила должны быть отменены, — вторит ему генеральный директор UM Air Родриг Мерхеж. — Приказ №245 Мининфраструктуры должен работать. Параллельно нужно работать с законодательством над либерализацией рынка. Доступ к рынку должен быть равен для всех». Визз Эйр Украина также поддержала идею отмены правил в целом: «Нужно оставить действующие правила, с некоторыми изменениями», — отметил юрисконсульт Визз Эйр Украина Алексей Бурчевский.

По словам начальника отдела авиационных перевозок Мининфраструктуры Валентина Згурского, приказ ГАС не согласован в министерстве: «Проект не поступал на согласование и рассмотрение в Мининфраструктуры. Мы его увидели уже после публикации на сайте». Напомним, ранее экс-министр инфраструктуры Максим Бурбак заявлял, что идея развития внутренних авиаперевозок, материализовавшаяся в правилах ГАС, — это его инициатива.

Антонюк уверяет, что ГАС не будет отменять приказ, иначе возникнет «правовой вакуум» на несколько месяцев, поскольку приказ №245 Министерства инфраструктуры не работает. Максимум на что согласны в авиаслужбе — прислушаться к пожеланиям перевозчиков и внести изменения в приказ.

Что изменят

Главный камень преткновения, заложенный в правилах и категорически не устраивающий авиакомпании, — концентрация всех функций по назначению на маршруты в одних руках — ГАС. «Мы считаем, что вопросы безопасности полетов должны регулироваться Госавиаслужбой, а экономические вопросы отрасли — Мининфраструктуры», — отметил глава правления ассоциации авиапредприятий Украины Николай Марченко.

Вопросы безопасности полетов должны регулироваться Госавиаслужбой, а экономические вопросы отрасли — Мининфраструктуры

Второй пункт, на отмене которого настаивают авиакомпании, — привязка выполнения международных рейсов к внутренним. Согласно правилам, для получения международного направления перевозчик должен отлетать 12 месяцев внутри Украины. «Ни один инвестор не сможет в течение года дотировать такие перевозки. Чтобы обеспечивать внутренние полеты, нужны государственные дотации, которые никто сейчас не даст», — говорит генеральный директор ЮТэйр Украина Анатолий Бенца. Он добавил: «По внутренним перевозкам есть европейская регуляция №1008. Для выполнения общественно значимых перевозок государство в случае необходимости признает эти лини государственно значимыми, проводит тендеры и финансирует их. Предлагаем ввести эту норму у нас».

Еще одна норма, вызвавшая бурные споры, — права на воздушные линии будут выдавать только тем авиакомпаниям, где конечным владельцем является государство или гражданин Украины. «Воздушный кодекс предусматривает уже такую норму. Чтобы получить лицензию перевозчика, нужно, чтобы больше 50% авиакомпании было в собственности украинского гражданина или юридического лица, — поясняет Гук. — Это означает, что все авиакомпании, которые имеют лицензии, эту норму выполнили».

«Существует правовая коллизия, — добавляет Згурский. — Норма фактического контроля отображена в Воздушном кодексе. Она позволяет юрлицам, резидентам Украины, получать право и лицензию на перевозку. Порядок, разработанный ГАС, такого права им не дает. Компания получает лицензию на перевозку, но не может летать. Эта норма должна быть исключена». Антонюк категорически против отмены этой нормы, мол, она присутствует в законодательстве всех мировых стран и межправительственных соглашениях Украины, в том числе и в рамках соглашения о едином авиапространстве с ЕС.

Единственная норма в приказе, которую Антонюк готов изменить уже сейчас, — перечень критериев, по которым предлагается распределять спорные маршруты в случае, если на них претендует несколько авиакомпаний. «Согласно проекту ГАС, на любых направлениях, где есть конкурс, победителем всегда будет МАУ, так как оцениваются только количественные показатели. Чем крупнее авиакомпания, тем больше у нее шансов получить направление», — объясняет гендиректор авиакомпании Хорс Алексей Овчинников.

По мнению Андрея Гука, должно остаться только два критерия — безопасность и наличие сертификата на полеты. «Критерии должны соответствовать здравому смыслу, — добавляет Згурский из Мининфраструктуры. — Какой перевозчик сегодня получит назначение на маршрут, если у него 1-3 самолета? Если говорить о критериях, должны оцениваться не количественные показатели, а финансовое состояние, задолженность и т.д.».

Что дальше

На сегодняшний день приказ не вступил в силу, поскольку он не включен в Единый госреестр нормативно-правовых актов и не опубликован в Официальном вестнике Украины. По словам Антонюка, ГАС обратится в уполномоченные органы ЕС за разъяснением о необходимости включения в правила пункта о конечном собственнике, а также рассмотрит возможность изменения критериев для определения авиакомпании на спорные маршруты.

Андрей Гук прогнозирует, что новый порядок будет опубликован в любом случае, поскольку его уже зарегистрировал Минюст. «Как я понял из общения со специалистами Минюста, в дополнение к зарегистрированному приказу будет опубликован по сути новый проект изменений к этому приказу, который сегодня обсуждался», — говорит юрист.

Новоназначенный министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, который лично провел тележурналистов на общественное обсуждение правил (поскольку Денис Антонюк не счел необходимым присутствие телекамер на обсуждении), уже пообещал разрешить конфликт, возникший на авиационном рынке, но попросил несколько дней, чтобы разобраться в ситуации.

Сопредседатель наблюдательного совета ЮТэйр Украина Карен Антонов отметил, что выровнять ситуацию на рынке авиаперевозок можно только на законодательном уровне, пересмотрев Воздушный кодекс. Выступить с такой инициативой в парламенте согласились депутаты от фракции Объединения «Самопомощь». По словам народного депутата Виктории Пташник, она инициирует внесение изменений в законодательство, позволяющих либерализовать доступ авиакомпаний к украинскому рынку и соблюдать принципы равной конкуренции.

Источник: http://biz.liga.net/

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *