Пережить падение: Итоги уходящего авиационного года

На днях Госавиаслужба опубликовала результаты авиационного года за прошедшей год. Представленные данные демонстрируют, что отрасль в 2014 году переживала очень сложные времена. В отличии от предыдущих лет, в связи с сложной военно-политической ситуацией значительно снизился пассажиропоток, что непременно сказалось на работе аэропортов и авиакомпаний. Кроме того, был потерян доступ к аэропортам на Крымском полуострове, а два аэропорта в Луганске и Донецке полностью уничтожены. В связи с чем, украинской авиационной отрасли приходиться переживать очень сложные в своей истории времена.

Судя по тенденциям 2015 год будет скорее всего таким же сложным для авиакомпаний и авиационных предприятий. Но это будет стимулировать игроков рынка к поиску новых путей решения стоящих задач по улучшению экономической эффективности, оптимизации затрат, построению новых бизнес моделей работы в условиях сложившегося кризиса. Основными причинами нынешнего кризиса стали резкое падение пассажиропотока и платежеспособности населения. Значительное влияние в сложившуюся ситуацию внесла девальвации национальной валюты и валютные скачки. Но это не единственный фактор, который влиял на развитие кризиса в отрасли. Кроме падающего пассажиропотока с начала весны, против Украины велась внешнеэкономическая война со стороны РФ, что повлекло за собой закрытие для полетов воздушного пространства между Украиной и Россией. Это стало причиной появления дополнительных расходов для облета данных территорий. Вторым негативным фактором для Украины и использование ее воздушных трас для пролета транзитных судов стал трагический инцидент с самолетом «Малазийских авиалиний». Который был сбыт пророссийскими боевиками над территорией в зоне военных действий на востоке Украины.

С новыми вызовами столкнулись в прошедшем году и авиастроители. Им пришлось в очень сжатые строки искать новых партнеров на западе и заниматься диверсификацией рынков в связи с потерей контактов по сотрудничеству с российскими предприятиями. Так как отечественный авиапром был очень сильно ориентирован на рынок и производство РФ. Сейчас же такой гигант украинского авиастроения как ГП Антонов начал искать пути кооперации и предоставления своих услуг для стран ЕС и НАТО. Это позволит сохранить предприятие на плаву в ближайшем будущем. Но без стратегического понимания будущего украинского авиапрома и активной позиции государства авиационный гигант может просто исчезнуть.

В отрасли произошли и некоторые позитивные изменения. Так, ряд ключевых авиационных предприятий получили новых руководителей, а Госавиаслужба нового главу. А недавно назначенный министр Инфраструктуры Андрей Пивоварский запустил процесс поиска топ менеджеров для ключевых аэропортов Украины. С целью поиска руководителе в аэропорты Львова и Борисполя Министерством инфраструктуры были задействованы ведущие кадровые агентства.

Обновление кадрового состава в отрасли ознаменовалось началом активных действий по проведению реформ и гармонизации нормативно-правовой базы с европейскими нормами и правилами в авиации. В профильных ведомствах отмечают, что это позволит ускорить подготовку необходимых изменений в авиации для подписания в кратчайшие строки договора об отрытом небе. Но не все так гладко в данном процессе проходило. Некоторые игроков авиационного рынка целенаправленно саботируют все инициативы в отрасли, и даже объединились в одну общественную организацию. Многие из участников данного объединения уже давно не выполняют полетов, а некоторые даже не являются авиаперевозчиками. В СМИ некоторых участников данной ассоциации связывали с «семьей» беглого президента. Но это и не странно, ведь часть из них были созданы и активно развивались в первые годы после прихода к власти Виктора Януковича. А такая компания как «Ютейр Украина», вообще является дочкой российской авиакомпании «Ютейр», которая последнее время допустила уже несколько дефолтов. В связи с чем, становиться предельно ясно, лоббированием чьих интересов в условиях экономической и информационной войны данная группировка будет занимается.

Старенная позиция прослеживается у данной ассоциации. Она направленна против любых реформ и отсутствие активной инициативы по борьбе с коррупцией в авиационной отрасли. Но при этом, они совершают попытки сохранения старого порядка, имеющего множество ходов для влияния на субъективное принятие необходимых решений отдельными чиновниками. Они активно выступили против инициатив Госавиаслужбы по введению прозрачности касательно распределения назначений на воздушные линии, открытию конечных владельцев авиакомпаний и развития регионального авиационного рынка в Украине. Не значит ли это, что проще подкупить несколько чиновников чем прозрачно бороться и работать на авиационном рынке? И почему так важно скрывать конечного владельца той или иной авиакомпании? Ответ на данные вопросы можно будет получить только после внедрения новых авиационных правил.

Из-за кризиса в сложных условиях оказались не только авиакомпании, но и аэропорты. Снижение пассажиропотока и платежеспособности населения лишило многие аэропорты значительной доли доходов. Больше всего досталось аэропорту Киев (Жуляны). Падение пассажиропотока в нем составило более 40%. Многим аэропортам пришлось сокращать и оптимизировать свои расходы. Кроме того, недавно комиссия Мининфраструктуры провела аудит деятельности аэропорта Борисполь. Проведя сравнительный анализ его показателей с другими аэропортами в мире, комиссия пришла к выводу, что аэропортам Украины необходимо развивать прибыль от неавиационной деятельности. Данный показатель в наших аэропортах не превышает 20%, что в разы ниже чем в аналогичных аэропортах других стран.

Прошедший авиационный год был полон сложных и неожиданных изменений. Авиационная отрасль Украины данный год завершила достойно. Несмотря на сложившийся кризис, авиакомпании стараются демонстрировать позитивные тенденции и заниматься перестройкой своих структур в соответствии с новыми вызовами.

Богдан Долинце

к.т.н. НАУ, Главный редактор «Авиабиз»

1 Comment

  1. Pingback: Авиационный дайджест: 19-26 января, 2015 - Авиационный Портал

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *