Рейсы российских перевозчиков из Москвы теперь будут следовать через Анапу и Ростов-на-Дону

Украина и Россия продолжают нести убытки из-за взаимной блокады воздушного пространства

Воздух — не бесплатно

19 ноября 2014 г. Государственная авиационная служба Украины наложила на российские авиакомпании 261,5 млн. грн. штрафов за нарушение правил и порядка использования воздушного пространства Украины. Чиновники говорят, что авиакомпании «Ак Барс Аэро», «Аэрофлот», «Глобус» и «Шарк Инк» выполняли взлеты и посадки в закрытом аэропорту Симферополь без разрешения Госавиаслужбы Украины, без получения разрешений диспетчеров и без ведения обязательной радиосвязи в воздушном пространстве Украины. МИД заявил, что эти четыре российские авиакомпании нарушали требования воздушного кодекса Украины и Чикагской конвенции.

Российские авиакомпании оспаривают штрафы в суде. Но даже если Украина выиграет во всех инстанциях — апелляционных и кассационных — российская сторона может отказаться платить по выставленным счетам. И вероятность этого очень высока.

Но проблема даже не в том, что Госавиаслужба после наложения штрафов может не получить деньги. Ее решительные действия возвращаются бумерангом и вредят отечественным авиаперевозчикам.

Транзитный вопрос

Россия не стала мешкать с ответными мерами. Хотя официально там не объявили, что вводят санкции, но неофициально там наложили запрет на транзитный перелет через воздушное пространство РФ для украинских авиакомпаний. На уровне законов или каких-либо других нормативных актов ограничений нет, но «флай-листы» российские органы управления воздушным движением с украинской стороной не согласовывают. После того, как Госавиаслужба Украины наложила штрафы, стоит ли ожидать смягчения авиа-бойкота? Едва ли.

Российская авиакомпания «Аэрофлот» объявила, что отныне, совершает рейсы в облет территории Украины, и отменила несколько рейсов в украинские города. Аналогичные заявления сделали их коллеги-соотечественники из компаний«S7», «Трансаэро», «Ютэйр», а также белорусская «Белавиа».

Авиаперевозчики 26 стран последовали их почину, полностью или частично отказываясь от использования маршрутов над Украиной. Евроконтроль закрыл воздушное пространство Украины для гражданской авиации на неопределенный срок, европейские лоцманы разрабатывают новые маршруты полетов в обход юго-востока Украины. Такие авиакомпании, как немецкая «Lufthansa», голландская «KLM», финская Finnair, чешская CSА, плеяда восточных операторов, корейские «Korean Air Lines» и «Asiana Airlines», самолеты «Турецких авиалиний», «Сингапурские авиалинии» планируют держаться подальше от нашего неба.

Кроме того и американская авиакомпания Delta сообщила, что не осуществляет рейсы через воздушное пространство нашей страны. В текущем году, 14 июля, Федеральное авиационное управление США ввело ограничения на полеты над частью регионов страны.

В итоге Европа и РФ решили проблему недоверия к стабильности воздушного пространства Украины путем удлинения маршрутов. Ссориться между собой они не спешат. Ведь для Европы закрытие транзита через Россию чревато увеличением стоимости каждого полета на $50 тыс.

Тем временем рейсы российских перевозчиков из Москвы теперь будут следовать через Анапу и Ростов-на-Дону. Вследствие изменений, внесенных в авиамаршруты, полеты в Симферополь станут более продолжительными. Если раньше долететь до столицы Крыма из Москвы можно было за 120 минут, то теперь потребуется еще 50 минут.

Авиакомпании США, Европы и России уверяют, что оптимизация не затронет кошельки конечного потребителя. Чего нельзя сказать об Украине.

Код-шеринг по-украински

По данным «Украероруха», в 2013 г. над Украиной было совершено 434 786 рейсов иностранных компаний и только 99 795 — отечественных. Потеря даже половины иностранных рейсов нанесет более чем миллиардный убыток в связи с отказом от аренды воздушных коридоров. Но это не вся сумма проигрыша.

Мы тоже удлиняем маршруты, облетая Россию, и это отнюдь не дешевое удовольствие. Во-первых, увеличивается расход топлива. Во-вторых, необходимо дополнительно платить за прохождение воздушных коридоров тех стран, которые находятся на пути к восточным и юго-восточным аэропортам Евразии.

Стоит также добавить, что от 17% до 23% пассажирооборота теряется из-за сворачивания полетов в зону ЕЭП. Ну и в довесок, уже назревшая необходимость в создании альтернативного воздушного коридора в Китай приведет к подорожанию большинства товаров широкого потребления.

Казалось бы, убытки сплошь и рядом. Но есть еще и потерянные перспективы. Блокада российских воздушных коридоров приведет к сворачиванию инвестирования в авиационную инфраструктуру страны. Простой пример — создание Международного консорциума по строительству и эксплуатации воздушного транспортного коридора Пекин — Навои — Харьков-Белгород — Сехешфехервар с бюджетом в $ 5,7 млрд. теперь обойдет Украину стороной. Хотя участие в нем способствовало бы развитию инфраструктуры: строительству автобанов, скоростных железных дорог, речных и морских портов.

Отказ от совместной эксплуатации рейсов или код-шеринг может сделать еще одну пробоину в авиационной отрасли страны. Из-за блокировки российского неба, украинские компании могут не выполнить свои код-шеринговые обязательства перед иностранными партнерами. В результате этого придется платить штрафы. Размер исков и возможные убытки пока что неизвестен. Но даже без судебных издержек, по самым примитивным расчетам, недополученные прибыль и инвестиции, совокупно с инфраструктурным содержанием и подорожанием обязательных отчислений за год может составить около 10 млрд. гривен.

Едва ли такие убытки можно соизмерить со штрафами в 261,5 млн. грн. против российских перевозчиков, которые Украина, скорее всего, так и не сможет получить.

Фото: shutterstock

Источник: http://comments.ua/

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *