Авиационный дайджест: 29 июня – 5 июля, 2015

На прошлой неделе в авиационной отрасли обсуждали предварительный отчет по расследованию крушения сбитого боинга на Донбассе, «открытое небо» в Одессе и скандал с участием председателя одесской ОГА Михаэлем Саакашвили.

Голландские следователи завершили работы на месте крушения MH17 в Украине. Совет безопасности Нидерландов, который возглавляет расследование причин крушения малазийского авиалайнера MH17 над Донбассом, планирует опубликовать окончательные выводы в первой половине октября 2015 года. По словам источника, в Нидерландах осознают, что шансы на успешное расследование невелики, но надеются на создание инстанции наподобие Международного суда ООН, чтобы оказать давление на Россию, чья роль в этом процессе является решающей. Малайзия поддержала идею создания трибунала по катастрофе Boeing на Донбассе. Москва идею создания трибунала не поддерживает. Эксперты предполагают, что Boeing, скорее всего, был сбит в результате ракетного удара.

Авиационный рынок сейчас пытается найти точку равновесия. С одной стороны, никуда не деться от базового перевозчика, с другой — необходимо привлекать новые авиакомпании. Пока подписание соглашение об Открытом небе откладывается, Министерство инфраструктуры пытается решить вопрос точечно – после эксперимента в Львове было принято решение также открыть небо в Одессе. Министр Андрей Пивоварский рассказал, что не теряет надежды подписать соглашение о едином авиапространстве с Европейским Союзом в 2015 году. По мнению экспертов, в условиях падения ВВП и пассажиропотока на украинском рынке, есть значительные риски при подписании данного соглашения.

Прошлая неделя закончилась скандалом с участием губернатора Одесской области, который обвинил главу Госавиаслужбы Дениса Антонюка в лоббировании интересов национальной авиакомпании. Глава ведомства пояснил, что выдача авиакомпаниям прав на эксплуатацию воздушных маршрутов является коллегиальным решением девяти членов конкурсной комиссии Госавиаслужбы и обвинения, озвученные Саакашвили, являются безосновательными. Он также добавил, что со стороны министра инфраструктуры Андрея Пивоварского к нему и деятельности Госавиаслужбы никаких вопросов нет. Эксперт Сергей Кадученко проанализировал данную ситуацию. Он рассказал, что монополизму МАУ пока нет и быть не может альтернативы, а вот губернатор Саакашвили подталкивает авиационную отрасль к коллапсу. Несмотря в целом на правильные месседжи о борьбе с коррупцией и необходимости привлечения инвесторов, одесский губернатор явно манипулировал чувствами простых украинцев. В итоге получилось, что он агрессивно лоббировал интересы турецких авиакомпаний и аэропорта Стамбул.

Сейчас деятельность Министерства направлена на создание таких рыночных условий, чтобы украинское небо стало более привлекательным для авиаперевозчиков. Уже разблокирован процесс выдачи прав на эксплуатацию воздушных линий, преодолен правовой вакуум, который больше года мешал функционированию отрасли. Кроме того, на середину июля должно быть готово заключение Baker&McKenzie, на основе которого будут приняты решения по новым авиационным правилам. По словам Андрея Пивоварского, ведомство готово на все, включая смену Авиационного кодекса и авиационных правил. Ранее, Baker&McKenzie решила спор между Мининфраструктуры и Госавиаслужбой относительно того, кто имеет право выдавать разрешения на использование авиационных линий.

В Министерстве инфраструктуры надеются, что WizzAir вернется в Украину. Компания WizzAir ушла с украинского рынка весной, по экономическим причинам, среди которых падение платежеспособности населения. По мнению экспертов, не стоит ожидать скорого возвращения Wizz Air в Украину. А пока лоукост-компании, с которыми Украина ведет переговоры, хотят снижения аэропортовых сборов и доплат за каждого привезенного пассажира.

Авиакомпания «Международные Авиалинии Украины» провела анализ результатов операционной деятельности за июнь 2015 года. Так, в отчетном периоде МАУ выполнила 2998 рейсов: 2216 международных (в том числе 84 дальнемагистральных) 374 внутренних и 408 чартерных. В целом в июне 2015 года рейсами МАУ перевезено почти 404 тис. пассажиров, средний фактор загрузки составил 85%, а средний показатель доли транзитных пассажиров – 48%. Данные результаты превышают аналогичные показатели июня прошлого года на 17% и 8% соответственно, тогда как доля транзитных пассажиров уменьшилась на 3%. Кроме того, МАУ решила серьезно обосноваться на украинском рынке и арендовала сроком на 10 лет ангар  площадью 7 421,4 кв. метров в аэропорту «Борисполь».

Впервые за 3 года аэропорт «Борисполь» завершил первое полугодие с прибылью. Чистая прибыль предприятия за 6 месяцев 2015 года составила около 200 млн. гривен. Стоит заметить, что за первое полугодие 2014 убыток предприятия составил 116, 4 млн. грн., а в первом полугодии 2013 убыток аэропорта составлял 7, 1 млн. грн. Аэропорт обеспечил увеличение доходов аэропорта более, чем на 65%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, начал работу пилотный проект по организации работы такси. В рамках реализации данного проекта на предприятии разработали специальную технологию, которая обеспечит гарантированную подачу автомобилей в первой линии перед терминалом D в количестве не менее 5 автомобилей 24 часа в сутки. Положительные результаты первого полугодия заложили основы для дальнейшего роста объемов и обеспечения прибыльности главного аэропорта страны.

Херсонский аэропорт получил обязательный международный сертификат контроля безопасности взлетов, посадок и сопровождения самолетов, находящихся в зоне ответственности аэропорта. Заместитель председателя ОГА Вадим Чабан отметил, что на завершающем этапе находятся переговоры с украинской авиакомпанией, которая готова отправлять свои самолеты из Херсона в города Львов и Киев. Министр инфраструктуры сказал, что готов сделать все возможное, чтобы аэропорт продолжал развиваться. В областном бюджете предусмотрены средства на работы по модернизации аэропорта.

В международном аэропорту «Одесса» 29 июня заработал принцип «открытого неба». Это означает, что украинская авиационная власть в одностороннем порядке сняла ограничения по выполнению полетов по количеству назначенных авиаперевозчиков и рейсов в аэропорту. В Госавиаслужбе пообещали сделать все возможное для привлечения лоукост-компаний в аэропорт Одессы. В ведомстве сообщили, что цены на авиаперелеты в Одессу заведомо завышены из-за высокой стоимости топлива и монополии на наземное обслуживание самолетов. Кроме того, губернатор области Михаэль Саакашвили потребовал у инвесторов, чтобы к октябрю 2015 года новый терминал был достроен, а аэропорт должен заработать весной 2016 года. В противном случае будет рассматривается возможность создания нового гражданского аэропорта на базе одного из трех военных аэродромов.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *