Авиационный дайджест: 15-21 июня, 2015

На прошедшей неделе в авиационной отрасли обсуждали авиасалон Ле Бурже, кадровые изменения на ГП «Антонов» и Атласджет Украина запустила свой первый рейс.

В парижском пригороде Ле Бурже прошел крупнейший авиасалон мира. Авиасалон в Ле Бурже является одним из наиболее престижных и крупнейших проводимых мероприятий в мире в данной отрасли. На площади в 130 тыс. кв. метров разместились экспозиции более 2,2 тыс. участников из 50 государств. Украина представляет на авиасалоне новый транспортный самолет Ан-178, а также проект легкого многоцелевого транспортного самолета нового поколения Ан-132. Кроме того, производителям украинских самолетов удалось отказаться от импорта комплектующих из России и договориться о поставках из других стран. Самолет Ан-178 уже почти полностью состоит из отечественных или импортных, не российского производства, узлов и агрегатов. Европейский авиастроительный концерн Airbus представил в рамках 51-го международного авиакосмического салона прототип электрического самолета Е-Fan 2.0. Натурные образцы российской боевой авиационной техники не были представлены на Международном авиакосмическом салоне. Ростех пояснила отсутствие натурных образцов в Ле Бурже новой маркетинговой политикой. Около 300 проданных самолетов на более чем $50 млрд. Таковы результаты первых дней Парижского авиасалона. Как всегда, львиную долю контрактов, более $40 млрд., собрали крупнейшие производители авиатехники в мире — Boeing и Airbus. Однако, несмотря на то, что заключенные сделки оказались не такими уж внушительными, производители довольны своими успехами. Новинок авиастроения на одном из самых представительных авиашоу мира в этом году не так много. Хотя отрасль переживает подъем, производители и эксплуатанты авиационной техники сосредоточены сейчас не столько на эффектных демонстрациях новинок, сколько на кропотливой работе по повышению эффективности самолетных двигателей и окупаемости лайнеров. Таковы две главные тенденции Ле Бурже этого года.

«Укроборонпром» подготовил новую редакцию устава ГП «Антонов», разделение должностей президента и Генконструктор и уволило Дмитрия Киву с должности президента — генерального конструктора ГП «Антонов», назначив вместо него исполняющим обязанности руководителя Михаила Гвоздева. Должность генконструктора ГП «Антонов» сохранена за Кивой. Юристы считают, что это должно позитивно отразиться на развитии ведущего украинского разработчика и производителя авиатехники Украины. Согласно новому уставу, который находится в стадии регистрации, президент будет отвечать за экономику и производство, генконструктор — за конструкторскую деятельность. Гендиректор «Укроборонпрома» Роман Романов в Ле Бурже заявил, что реорганизация предприятия позволит выпускать до 50 самолетов в год, а также эффективно оказывать услуги обслуживания воздушных судов в любой точке мира. Кроме того, ожидается внедрение мировых стандартов производства и выход на новые рынки. Возможно, новый руководитель ГП Антонов «принесет» новые госзаказы, которые гарантируют занятость персонала. Другие эксперты рынка не взялись оценивать потенциальную эффективность Гвоздева, который, до того, как стать и.о. президента Антонов, был депутатом Верховной Рады, а до этого — гендиректором «Ауди Центр Хмельницкий». В целом грядущее переформатирование работы предприятия и кадровые рокировки эксперты оценивают со сдержанным оптимизмом.

Авиакомпания «Атласджет Украина», дочка Atlasjet, в четверг 18 июня начала работу, выполнив свой первый рейс по маршруту Киев-Львов. Но закрыла продажи билетов на заявленный на 19 июня рейс. Также он пропал с табло вылетов с сайта аэропорта Жуляны, который должен стать базовым для нового украинско-турецкого авиаперевозчика. Андрей Гук рассказал, что авиакомпания не планировала выполнение рейсов Киев-Львов 19 июня, которые отображались в системе бронирования авиаперевозчика. По его словам, это было тестирование системы для того, чтобы проверить выписку билетов на разные даты. Окончательное расписание будет утверждено после очередного заседания Комиссии Госавиаслужбы Украины по выдаче назначений на эксплуатацию воздушных линий, которое запланировано на 26 июня. Стоимость билета в один конец на рейс по специальному предложению составила 1140,5 гривны. Таким образом, авиакомпания дала четко понять, что не является лоукостером. Это вызвало волну возмущения и разочарования у широкой околоавиционной общественности, еще вчера стоявшей на стороне «нового оператора, борющегося с монополизмом МАУ».

По мере развития в Украине внутреннего туризма и запуска новых рейсов, вырос спрос на услуги региональных аэропортов. Региональные власти пытаются реанимировать авиасообщение: черкасская обладминистрация ведет переговоры с бизнесменом Виктором Полищуком, заинтересовавшимся возрождением аэропорта, винницкий аэропорт имеет большие виды на МАУ, а в Житомирский инвестирует авиакомпания YANAIR. А вот в Полтавском аэропорту пожаловались, что ни у местных властей, ни у бизнесменов пока нет интереса к его развитию, хотя площадка является перспективной.

Аэропорт Борисполь зафиксировал 1% рост пассажиропотока по итогам работы в период с января по май 2015 года. По итогам мая зафиксировано увеличение объемов пассажирских авиаперевозок на 12% относительно аналогичного периода прошлого года. Стоит заметить, что рост пассажиропотока происходит на фоне сокращения авиакомпаниями количества перелетов. Таким образом, рост числа пассажиров произошел за счет увеличения загрузки самолетов. Тенденция к постепенной стабилизации авиаперевозок через главный аэропорт страны подтверждается открытием новых направлений и увеличением частот по имеющимся маршрутам.

Международными рейсами воспользовались 70,2 тыс. пассажиров, что на 12% выше аналогичного периода 2014 года. На внутренних воздушных линиях в мае 2015 года было обслужено 14,5 тыс. пассажиров, что на 2,4% превышает прошлогодний показатель. В течение мая было выполнено 973 рейса. Положительной динамики удалось добиться благодаря запуску новых рейсов. Михаил Саакашвили рассказал о том, что Одесский аэропорт может стать одним из крупнейших аэропортов в Европе. Об этом он сообщил во время стратегической сессии, где обсуждалась концепция развития Одесской области на ближайшие годы. Пассажирский терминал Одесского аэропорта будет построен к октябрю нынешнего года, а в марте или апреле следующего – сдан в эксплуатацию. Чиновник также пообещал добиться, чтобы билеты на самолеты в Одессу стали дешевле.

Благодаря аэропортам «Борисполь» и «Одесса», украинский авиарынок продемонстрировал рост. Если не будет ухудшения ситуации в зоне АТО, а также не будет дальнейшего обесценивания гривны, ситуация на рынке авиаперевозок постепенно наладится. Вместе с тем, эксперт авиарынка считает, что авиация из кризиса не выходит, хотя стабилизация курса гривны и привела к увеличению пассажиропотока на всех направлениях. Другие считают, что мы наблюдаем не рост авиарынка, а перераспределение пассажиропотоков между аэропортами в пользу «Борисполя», повышение эффективности работы сети регулярных маршрутов МАУ и небольшой сезонный рост в чартерном сегменте на фоне более-менее спокойной военно-политической обстановки.

В Африке начинается создание единого рынка авиаперевозок, который должен заработать в 2017 году. Об этом заявила комиссар Африканского союза по инфраструктуре и энергетике Элхам Ибрагим. Первыми соответствующее согласие дали 11 стран. Появление единого рынка должно принести 1,3 млрд. долларов в их ВВП и создать 155 тыс. рабочих мест. Идея единого рынка авиаперевозок была выдвинута еще 25 лет назад, но до сих пор для путешествия из одной африканской страны в другую часто приходится лететь через Европу или Ближний Восток из-за ограничений на рейсы внутри Африки. Развитие авиаперевозок на континенте сдерживается низким уровнем безопасности, нехваткой аэропортов и транзитной инфраструктуры, а также квалифицированного персонала.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *