Авиационный дайджест: 27 апреля – 3 мая, 2015

На прошлой неделе в авиационной отрасли Госавиаслужба представила отчет по авиационному рынку за квартал, ГП «Антонов» отчитался об увеличении прибыли, а эксперты обсуждали проблемы и перспективы образования для авиаторов в Украине.

Украина и Европейский Союз договорились о конкретных шагах, которые снимут препятствия к подписанию Соглашения о совместном авиационном пространстве. Соглашения должно быть подписано уже в 2015 году. Об этом заявил Президент Петро Порошенко на итоговой пресс-конференции семнадцатого саммита Украина-ЕС. Вместе с тем, какие это шаги, он не уточнил.

Министерство инфраструктуры Украины рассматривает возможность передачи аэропортов «Борисполь» и «Львов» в долгосрочное руководство международных операторов. Об этом сообщил министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский в ходе экономического симпозиума VoxUkraine. Он также добавил, что портовая инфраструктура останется в государственной собственности и только навигационные, стивидорные услуги будут приватизированы.

ГП «Антонов» в январе-марте 2015 года увеличило чистую прибыль в 7,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — до 330,45 млн. грн. Согласно отчету компании в системе раскрытия информации НКЦБФР, ее чистый доход в первом квартале возрос в 2,1 раза до 947,24 млн. грн. Валовая прибыль увеличилась в 2,7 раза до 322,88 млн. грн., операционная — возросла в 4,6 раза до 343,81 млн. грн. Финансовый результат за 2014 год предприятие еще не озвучивало. Но у предприятия эсть и ряд проблем с возвратом денежных средств в обанкротившемся банке. Так, ГП «Антонов» не может забрать из «Брокбизнесбанка» около 167 млн. грн. из-за его ликвидации. Об этом говорится в постановлении Высшего хозяйственного суда Украины. Речь шла о 128,32 млн. на гривневом счету, 7,72 млн. на долларовом, также 22,27 млн. в российских рублях, 141 тыс. евро и 275 английских фунтов стерлингов — на сегодня это около 167 млн. грн по курсу НБУ.

Двигателестроительная компания «Мотор Сич» в январе-марте 2015 года увеличила консолидированную чистую прибыль по международным стандартам финансовой отчетности в 2,12 раза по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — до 1,033 млрд. грн. Согласно отчету компании в системе раскрытия информации НКЦБФР, ее консолидированный чистый доход в первом квартале вырос на 64% до 3,029 млрд. грн. В 2014 году чистый доход «Мотор Сич» по МСФО вырос на 13,5% по сравнению с 2013 годом — до 9,744 млрд. грн., чистая прибыль увеличилась на 12,97% до 1,547 млрд. грн.

Проректор Национального авиационного университета Ярослав Козачок рассказал о реалиях и перспективах авиационного образования в Украине, а также чего следует ожидать выпускникам от сокращения рынка авиационных перевозок. По словам проректора, основные образовательные учреждения авиационного профиля в Украине представлены Национальным авиационным университетом, Харьковским авиационным институтом и Кировоградской летной академией. Частыми гостями университета являются делегации западных компаний. Некоторые из разработанных БПЛА, на базе учебного заведения, используются в зоне АТО. Проректор отметил, что авиация в Украине имеет значительные перспективы. Кроме того, самый безопасный вид транспорта — авиационный. Это инфраструктурная отрасль, и здесь не только самолеты летают, здесь десятки тысяч людей могут быть трудоустроены.

Крупнейший европейский лоукост Ryanair ожидает, что тарифы на авиаперевозки снизятся на 10-15% в следующие два года в результате удешевления топлива. Об этом сообщил глава авиакомпании Майкл О’Лири. В настоящее время, по словам руководителя, средний тариф на перелет рейсами Ryanair составляет 46 евро по сравнению с 170 евро за рейс на коротком маршруте у других авиакомпаний в Европе. Он рассказал, что лоукостер продолжит улучшать свою эффективность, увеличивая пассажиропоток и одновременно снижая при этом расходы.

Wizz Air сообщил о запуске пятилетней партнерской программы с двумя организациями летной подготовки, которая будет включать подготовку пилотов-курсантов для авиакомпании. Обучение начнется в сентябре 2015 года. Изначально будет проводиться подготовка 40 курсантов в год. Обучение будет проходить в соответствии с правилами Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) и будет включать подготовку к получению интегрированной лицензии пилота транспортной авиации и квалификационной отметки Airbus A320. В результате серьезного отборочного процесса компания выбрала две организации для проведения летной подготовки — CTC Aviation и Central European Flight Academy. Wizz Air предоставит гарантию получения рабочего места при успешном прохождении программы и получении необходимых квалификаций, тем самым, помогая курсантам оплатить стоимость обучения. А вот что будет с украинской дочкой — авиакомпания пока не определилась. Так, по данным реестра airfleets.net, авиакомпания «Wizz Air Украина» выведет из своего флота два оставшихся самолета Airbus A320. Самолетам уже присвоены новые бортовые номера в венгерском регистре HA-LYU (было UR-WUA) и HA-LYV (было UR-WUB). Однако пока данные воздушные суда еще не удалены из реестра гражданских воздушных судов Украины. На данный момент, половина маршрутов лоукостера закрыта, оставшиеся будет выполнять Wizz Air Hungary.

Глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлер представил в докладе новые данные о темпах развития индустрии пассажирских авиаперевозок Китая. По его словам, за последние 25 лет индустрия пассажирских авиаперевозок в Китае значительно выросла в качественном и в количественном плане. По данным IATA, к 2034 году Китай обгонит США по количеству перевозимых авиапассажиров. Таким образом, пятая часть всех авиапассажиров в мире будет лететь либо в Китай, либо из Китая, либо из одного города в другой внутри Китая. Сейчас еженедельно почти 70 тыс. рейсов совершаются в Китай, из него и внутри него, а это 10% от всех рейсов в мире.

Украинские авиакомпании потеряли пятую часть пассажиропотока в первом квартале 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Во втором квартале ситуация может только ухудшиться, поскольку WizzAir заморозил свою украинскую «дочку».  Девальвация гривны и нестабильная ситуация на востоке очень влияет на пассажиров, однако по словам участников рынка, в следующем квартале можно ожидать традиционный сезонный рост общего пассажиропотока, если на рынке снова не будет каких-то потрясений. По данным Госавиаслужбы, в первом квартале 2015 г. украинские авиакомпании перевезли 1,129 млн. пассажиров, что на 18,4% меньше, чем за аналогичный период 2014. Львиная доля пассажиропотока (96%), пришлась на шесть ведущих авиакомпаний: МАУ, «Wizz Air Украина», «ЮТэйр-Украина», «Днипроавиа», «Роза ветров», «Авиалинии Харькова». Основные причины снижения пассажиропотока в январе-марте 2015 г. — это снижение покупательской способности населения, падение деловой активности и неуверенность в завтрашнем дне — люди предпочитают экономить на перелетах, воздерживаться от них по возможности. Эксперты считают, что уход с рынка Визз Эйр Украина не повлияет на общий пассажиропоток, поскольку его смогу взять на себя другие украинские и иностранные авиакомпании. Однако, по словам экспертов, это произойдет только в том случае, если не будет никаких потрясений — активизации боевых действий, скачка курса гривны, терактов, банкротств авиакомпаний.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *