Авиационный дайджест: 20-26 апреля, 2015

На прошлой неделе в авиационной отрасли авиакомпании и аэропорты отчитались о результатах деятельности за квартал, Мининфраструктуры взялись за тарифы на авиатопливо, а европейские чиновники заговорили о скором решении вопроса с подписанием договора об общем авиапространстве.

Великобритания и Испания продолжают блокировать процесс подписания соглашения о совместном авиапространстве между Украиной и ЕС, однако в Еврокомиссии надеются до конца года разблокировать этот вопрос, чтобы соглашение заработало с 1 января 2016 года. Однако в ведомстве хотят до конца года урегулировать этот вопрос, чтобы уже с начала следующего года соглашение заработало. В частности, они хотят сделать это с помощью приложения с перечнем аэропортов, к которым Украина получит доступ. А пока, представители авиакомпаний обращают внимание властей на доступ к небу и других стран, ведь кроме западного вектора есть еще и восточный. Как ни странно, восточные направления являются для украинских перевозчиков гораздо более «закрытыми».

В украинских аэропортах стоимость авиатоплива для заправки воздушных судов слабо реагирует на коррекцию мировых нефтяных цен, об этом рассказал Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. В мире нефть дешевеет, индикатор по jet fuel идет с той же траекторией и в европейских аэропортах, а аэропорты Борисполь, Харьков и Одесса имеют иную ценовую кривую. В результате чего, авиабилеты могут быть неконкурентными из-за завышенной стоимости керосина.

Авиалинии Харькова в 2014 году увеличила чистый убыток почти в шесть раз по сравнению с 2013 годом — до 74 млн. гривен. Финансовое положение предприятия в 2014 году характеризовалось наращиванием текущих обязательств, увеличением объема оборотных активов, существенным ростом убытков. Согласно отчету Нацкомисии по ценным бумагам, на предприятии реализуется программа повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности, проведены инвентаризация имущества, ревизия хозяйственных договоров. В то же время принятые меры не привели к оздоровлению предприятия и улучшению его финансового положения, однако компания придерживается политики самофинансирования.

Авиакомпании Украины в январе-марте 2015 года сократили перевозку пассажиров на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — до 1,129 млн. человек. Аналогичный пассажиропоток наблюдался на рейсах отечественных авиаперевозчиков в 2008 году. В первом квартале 2015 года на рынке пассажирских и грузовых перевозок работало 28 украинских авиакомпаний, пассажирские перевозки осуществляли 18 компаний. Регулярные полеты между Украиной и странами мира в январе-марте 2015 года выполняли семь украинских компаний в 33 страны и 30 иностранных компаний из 22 стран. Украинские перевозчики на этих маршрутах сократили перевозки на 6,6%, иностранные — на 29,2%. На внутренних регулярных линиях украинские авиакомпании перевезли 114 тыс. пассажиров, что на 42% меньше, чем в первом квартале прошлого года. Перевозки грузов остались на уровне первого квартала 2014 года. Аэропорты Украины в январе-марте 2015 года сократили пассажиропоток на 13,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — до 2,006 млн. человек. Пассажиропоток в аэропортах Украины на международных линиях сократился на 11,9% — до 1,768 млн. человек, на внутренних — на 25,5%, до 237,2 тыс. чел. Кроме того, снижение отметил и Украэрорух. Так, в течение января-марта 2015 года предприятие обслужило 42,9 тыс. рейсов, что на 61% меньше, чем годом ранее.

Один из крупнейших и самых современных аэропортов Украины, международный аэропорт «Львов» переживает трудные времена. Работая по принципу «открытого неба», здесь надеются на приход авиаперевозчиков. Новый терминал аэропорта в Львове обошелся налогоплательщикам в 4,3 млрд. гривен. Пропускная способность аэровокзала до семи миллионов пассажиров в год. Однако на протяжении уже трех лет аэропорт использует свои мощности едва на 8 процентов, в пределах более полумиллиона пассажиров в год. Нынешние перспективы выглядят не лучше, ведь количество направлений и рейсов существенно сократились. Эксперты считают, что львовский аэропорт остается самоокупаемым, но чрезвычайно обремененный долгами за реконструкцию. Повысить пассажиропоток, можно с приходом нового авиаперевозчика, который бы там постоянно базировался. Пассажиропоток непременно возрастет, если во Львов придет дополнительный авиаперевозчик, желательно бюджетный. Местные власти уже запланировали на начало мая большую конференцию для бюджетных авиаперевозчиков, которых может заинтересовать «открытое небо» в Львове. Некоторые эксперты считают, что без повышения платежеспособности украинцев, либерализации визового режима с ЕС и предоставления льгот авиакомпаниям, это вряд ли произойдет.

В 2015 году запорожский аэропорт получит значительную финансовую помощь из городского бюджета в размере порядка 22 млн. гривен. Руководство планирует провести текущий ремонт аэровокзального комплекса, взлетно-посадочной полосы, закупить три единицы аэродромной техники, два автомобиля повышенной проходимости и т.д. Кроме того, городская власть прорабатывает с Кабмином и потенциальными инвесторами возможность привлечения дополнительных средств для развития аэропорта.

Авиастроитель «Гражданские самолеты Сухого» в 2014 не смог выйти на чистую прибыль, однако сократил чистый убыток по сравнению с 2013 на 58,7%. На конец первого полугодия чистый долг компании составлял 2,6 млрд. долларов. Авиапроизводитель уже нарушил ряд показателей по кредитам ЕБРР, ВЭБа, ВТБ, Сбербанка и ЕАБР. По условиям кредитов компания обязана поддерживать минимальный уровень соотношения чистого долга к EBITDA, а также определенный уровень чистых активов, которые учитываются при управлении капиталом дочерних предприятий. Как поясняют в компании, причиной убытков главным образом стал «значительный размер чистых процентных выплат по обслуживанию кредитов и займов, привлеченных в предшествующие периоды для финансирования развития программы. Число поставленных военных самолетов для Минобороны выросло почти вдвое — с 54 до 102 штук. В гражданском сегменте ОАК удалось поставить 27 самолетов SSJ-100, из них девять — на экспорт.

Американский концерн Boeing, один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники, увеличил чистую прибыль по итогам первого квартала 2015 года на 38,9%, а выручку — на 8%. При этом скорректированный показатель прибыли оказался лучше ожиданий рынка, хотя выручка немного не дотянула до прогноза. Чистая прибыль в первом квартале подскочила до $1,34 млрд., с $965 млн. за тот же период ранее. Всего в этом году Boeing намерен поставить на мировые рынки от 750 до 755 коммерческих самолетов.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *