Авиационный дайджест: 13-19 апреля, 2015

На прошлой неделе в авиационной отрасли обсуждали перспективы «открытого неба» в Одессе, новый украинский транспортный самолет Ан-178 и перспективы прихода лоукостеров в Украину.

Все надеялись, что Испания и Великобритания быстро решат свой спор о суверенитете над Гибралтаром, но в Украине уже успели собрать второе правительство Яценюка, а вопрос так и не сдвинулся с места. Договор об открытом небе предусматривает снятие ограничений, касающихся количества рейсов, количества маршрутов и перевозчиков, которые могут осуществлять полеты между двумя странами. Обычно он заключается в двустороннем порядке для интенсификации авиасообщения. Сейчас Украина кроме европейских стран ведет переговоры об «открытом небе» еще и с Китаем, Канадой и США. Но спор за Гибралтар, блокирующий подписание Соглашения о совместном авиапространстве Украины и ЕС, не помешал авиационным властям нашей страны ввести со 2 апреля режим «открытого неба» в международном аэропорту «Львов» имени Даниила Галицкого.

«Открытое небо» над Львовом имеет все шансы стать едва ли не первым масштабным проектом в Украине, который будет иметь успех. Все необходимые данные для этого есть. Но для того, чтобы львовский эксперимент удался, украинским чиновникам придется в очень сжатые сроки начать работать «по-новому». Пока они учатся — аэропорт и Мининфраструктуры ведет переговоры с 25 лоукостами со всего мира, которые могут начать летать во Львов. Международный аэропорт «Львов» в такое непростое время недавно возглавил Дмитрий Шинкарчук. Он рассказал журналистам о лоукостах и «открытом небе». А пока киевские чиновники смотрят на открытое небо Львова, как на чистый эксперимент, мэр города Андрей Садовый уже строит довольно амбициозные планы.

Львовский губернатор Олег Синютка отметил, что для предметного разговора с лоукостерами в ближайшее время нужно позволить аэропорту определять стоимость обслуживания пассажиров и стоимость базирования воздушных судов на территории аэропорта. Сегодня владельцам воздушных судов невыгодно базировать их в аэропорту Львов, так как это дороже, чем в аэропортах соседних стран. По его словам, передача этих функций аэропорту и создание альтернативы в вопросе заправки топливом создаст возможность для предметной дискуссии с лоукостерами. Ведущая в Европе бюджетная ирландская авиакомпания RyanAir уже задумалась о возможности начать полеты во Львов. По словам министра, авиакомпании услышали предложение Украины и взяли время на анализ. Сейчас компании просчитывают, сколько они смогут зарабатывать в стране. Эксперты обсуждают, каковы шансы, что RyanAir захочет летать во Львов, и смогут ли власти обеспечить перевозчику необходимые условия и нужен ли он на таких условиях.

На госпредприятии «Антонов» в Киеве в четверг был представлен новейший украинский самолет — транспортник Ан-178. Данный самолет призван заменить устаревшие самолеты Ан-26, Ан-32 и Ан-72. Также отмечается, что при производстве Ан-178 ГП «Антонов» впервые применило в полном объеме безбумажную технологию проектирования и изготовления изделия, что позволило значительно сократить время и трудоемкость проектирования, запуск в производство и изготовление первого образца нового самолета. Ан-178 предназначен выполнять все основные задачи транспортного самолета, в числе которых — материально-техническое обеспечение, парашютное десантирование грузов на платформах, перевозка больных, транспортировка техники, доставка оборудования и двигателей. Он может развивать скорость более 800 км/час. Кроме того, самолет может быть оборудован для перевозки военнослужащих и эвакуации раненых из горячих точек. Один из ближайших конкурентов грузовой машине Ан-178 — это российско-индийский средний транспортный самолет МТА.

У Одесского международного аэропорта большие перспективы для развития. Если эксперимент с «Открытым небом» в аэропорту Львова, окажется успешным, следующим городом, где снимут все барьеры для полетов зарубежных авиакомпаний, будет Одесса. Это будет очень кстати для аэропорта, заканчивающего большую стройку. К концу 2015 года управляющая компания Одесса Аэропорт Девелопмент обещает достроить и запустить в работу новый терминал для международных рейсов. На него уже потратили $18 млн. из кредита в $30 млн. К этому времени аэропорт планирует стать главными воздушными воротами в южном регионе. Строительные работы идут на фоне скандала, разгоревшегося в начале 2015 года. В феврале Одесский губернатор Игорь Палица обратился к Генпрокурору Виктору Шокину с просьбой провести проверку законности передачи аэропорта «Одесса» компании Одесса Аэропорт Девелопмент.

«Atlasjet Украина», дочерняя компания турецкой AtlasGlobal, весной начнет выполнять внутренние и международные рейсы из Львова и других украинских городов. Базой для нее должен стать Львовский аэропорт. Авиакомпания подала документы для получения разрешения на выполнение чартерных рейсов и планирует старт перелетов в мае этого года. Сергей Подгородецкий рассказал, что они готовы начать полеты в мае и имеют авиапарк для выполнения рейсов. Первые рейсы Atlasjet планирует выполнять из международного аэропорта «Львов» имени Данилы Галицкого в Киев, Москву, Стамбул, Милан, Неаполь и Мадрид. Сеть планируют расширять по мере увеличения флота самолетов. В компании уже подтвердили желание и возможность осуществлять регулярные рейсы примерно по 30 направлениям. В них вошли страны Западной Европы, СНГ и Закавказья, в том числе и в востребованные украинским пассажиром — Италия, Испания, Грузия. Кроме международных, турецкий перевозчик будет выполнять и внутренние рейсы между Львовом, Киевом, Одессой и Харьковом. На первом этапе компания обещает задействовать три лайнера плюс столько — сколько нужно, сообщил Подгородецкий. При этом он подчеркнул, что цены не будут сравнимы с теми, к которым приучил украинского пассажира WizzAir.

В 2014 году аэропорт оккупированного Симферополя сократил пассажиропоток на 92%. Аэродром Бельбек, что в Севастополе, в 2013 году – до оккупации имел пассажиропоток в 24 тысячи человек, в том числе 10 тысяч – на международных направлениях. В 2014 году отправления полностью отсутствуют. Аэропорт Симферополя до аннексии пропускал 1,2 миллиона пассажиров, а за весь 2014 год им воспользовались всего 96500 человек (-92%).  Зато на этом фоне увеличился пассажиропоток в аэропорту соседнего с Крымом Херсона – почти 8 тысяч пассажиров на международных направлениях. Сейчас тайные чартерные рейсы между турецкой столицей Стамбулом и аэропортом Симферополя в аннексированном Крыму производит чеченская авиакомпания «Грозный-авиа». В Турции рейс приземляется в международном аэропорту «Сабихи Гёкчен», который находится в 35 км от Стамбула, в азиатской части страны.

Airbus Group продала более 18% акций Dassault Aviation, сократив свою долю до 23,36%, сообщает французский авиапроизводитель. В ходе последних двух операций Airbus Group в общей сложности продала около 1,7 млн. акций на общую сумму более 1,6 млрд. евро. По их итогам доля акций, которой владеет сама Dassault Aviation, составляет 5,44%, у ее материнской структуры Groupe Industriel Marcel Dassault (GIMD) оказалось 55,55%, тогда как в свободном обращении — 15,65%. Полученные средства группа использует для собственного развития.

В апреле на территории терминала D в «Борисполе» начали работу три заведения общественного питания: два кафе-бара Fly coffee и Voyage bar. На подходе – открытие ресторана украинской и европейской кухни. Фактически сегодня задействована лишь четвертая часть арендуемых площадей. В итоге долгожданных доступных пунктов питания в «Борисполе» не так много. И пока идут баталии, пассажиры будут вынуждены и дальше довольствоваться тем незначительным ассортиментом, что есть сегодня. С начала года в аэропорту работало всего четыре точки питания: два кафе Henry Café, которой управляет одна из служб аэропорта, и два пункта Meeting Point, получившей доступ в аэропорт благодаря субаренде двух площадей у «Аэро Ресторантс». Некоторые специалисты сетуют на то, что желающих работать в аэропорту предостаточно, но не все готовы по несколько месяцев согласовывать и подписывать документы, которые еще не гарантируют, что в итоге получится запустить заведение. Другие опасаются постоянной смены руководства аэропорта. В прошлом году сменилось три директора «Борисполя», и каждый имеет свой план развития воздушных ворот страны, напрямую влияющий на бизнес-деятельность заведений общепита.

Проблемы с бортпитанием есть и у авиаперевозчиков. Сегодня они вынуждены нести огромные потери от поставки бортпитания. И как ни странно, проблема с бортпитанием затрагивает в первую очередь авиаперевозчиков, готовых идти навстречу пассажирам, предлагая им разумный выбор товаров и пытаясь удержать доступные тарифы на авиаперевозки. Виной данной проблемы является устаревшая и не продуманная законодательная база. Ведь оплата избыточных припасов в качестве импорта в разы увеличит их стоимость и заставит перевозчика вернуться к схеме формирования стоимости авиабилета с учетом бортпитания, что, в свою очередь, существенно повысит стоимость перелета для пассажира.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *