Авиационный дайджест: 9-15 февраля, 2015

На прошлой неделе IATA продемонстрировала данные о мировом росте пассажиропотока, Bombardier и GAMA опубликовали годовые отчеты по результатам работы, а основные аэропорты страны отчитались о сокращении пассажиропотока.

По данным IATA, объем пассажирских авиаперевозок в мире в 2014 г. вырос на 5,9% по сравнению с предыдущим годом. Совокупные провозные мощности за год увеличились на 5,6%, коэффициент загрузки возрос до 79,9%. Ассоциация отмечает, что рост объемов перевозок был повсеместным, но не равномерным: более половины его приходится на развивающиеся рынки, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке. Самые высокие темпы роста пассажиропотока показали ближневосточные авиакомпании, где они составили 12,6% — в основном за счет международных деловых путешественников. В целом, замедление роста мировой экономики, особенно ярко проявляющееся в ряде регионов, а также снижение предпринимательской уверенности будет и дальше оказывать негативное влияние на динамику пассажиропотока. Положительным фактором является снижение цен на топливо, отмечают эксперты IATA.

Авиакомпания Norwegian увеличила пассажирооборот в 2014 на 40%. За это время выручка авиакомпании увеличилась на 25%, до 2,5 млрд. долл. Однако доходность перевозок снизилась, и компания понесла убытки в 133 млн. долл. Кроме того, глава лоукостера Бьорн Хьос предложил правительству запретить российским самолетам выполнять транзитные рейсы в воздушном пространстве Норвегии. По мнению главы компании, этот шаг станет справедливым ответом на решение Москвы запретить Norwegian совершать транзитные полеты над Россией.

Перевозчики авиакомпании написали письмо в правительство, предупреждая о начале рецессии в отрасли. В нем говорится, что из-за введенных санкций и обвала рубля перевозчики недополучили 30 млрд. рублей в 2014 году. Сокращение количества международных авиаперевозок, рост стоимости лизинга и аэропортового и аэронавигационного обслуживания приведут к увеличению отрицательного результата деятельности авиакомпаний как минимум в 1,5 раза, а темпы развития рынка сократятся на 10-20%. В январе крупнейшие российские авиакомпании перевезли 5,7 млн. пассажиров, что на 1,3% меньше, чем за первый месяц 2014 года. Авиакомпании РФ впервые за шесть лет теряют пассажиропоток и ждут падения прибыли на 50%.

Международный аэропорт “Киев” в январе сократил пассажиропоток на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – до 75 334 пассажиров. Основной пассажиропоток приходится на международные рейсы – 73 677 пассажиров, на внутренних – 1 657 пассажиров. Наиболее популярными международными рейсами в январе 2015 года были Дубай, Будапешт, Москва, а внутренними – Днепропетровск, Ужгород, Запорожье.

За январь международный аэропорт «Борисполь» обслужил 501 588 пассажиров. В частности, в течение первого месяца 466 085 пассажиров совершили международные перелеты, а 35 503 пассажиров воспользовались внутренними маршрутами. Таким образом аэропорт уменьшил данный показатель по сравнению с январем 2014 года на 14,2%. Не смотря на падение показателей, руководство аэропорта настроено решительно и намерено ввести систему электронной диспетчеризации такси для повышения неавиационных доходов предприятия. Об этом сообщил и.о. гендиректора международного аэропорта «Борисполь» Евгений Дыхне. В аэропорту ожидают, что стоимость услуг такси снизится из-за открытости и конкуренции, а плата аэропорту не окажет большого влияния на стоимость поездки. Но не так гладко проходят реформирования и искоренения коррупционных схем в главных воздушных воротах страны. После первых решительных шагов руководства аэропорта, Мининфраструктуры поспешно объявило конкурс на пост гендиректора. Что скрывается за сменой руководителей транспортных госкомпаний? Похоже, затеянные правительством «прозрачные» конкурсы на должности гендиректоров предприятий — «дойных коров» госбюджета превратятся в банальный передел собственности. Министерства взяли себе в помощь «международных» консультантов, которые согласились бесплатно поработать на благо Украины. Но бесплатное оказание услуг вызвало немало вопросов у экспертов.

Месяц назад индийское министерство обороны обнародовало печальную статистику потерь своей военной авиации. Только за последние три года, с 2011 по 2014 год включительно индийские ВВС потеряли 30 самолетов и вертолетов. Ущерб от аварий составил 193 млн. дол. Примерно, только в 29% случаев причиной потерь авиации стали ошибки пилотов. Остальное – отказы техники. Однако аварии относительно современных самолетов Су-30МКИ вызывают наибольшие опасения командования индийского руководства, которое сделало стратегический расчет именно на эти машины. Похоже, что в ближайшее время индийская военная авиация может столкнуться с новыми проблемами, которые невозможно было спрогнозировать еще год назад.

За 2014 г. самолетостроитель Bombardier Aerospace отчитался по итогам работы за прошедший год. Он поставил клиентам 290 самолетов, что на 21,7% больше чем годом ранее. В секторе деловой авиации поставки Bombardier продемонстрировали менее активный рост. Передав клиентам 204 бизнес-джета, компания превысила этот показатель за предшествующий год на 13,3%. Кроме того, самолетостроитель в связи с экономической ситуацией приостановил начало реализации проекта по массовому производству самолетов Q400 в России. По проекту планировалось выпускать до 24 самолетов в год.

Ассоциация производителей воздушных судов авиации общего назначения (GAMA) подвела итоги деятельности за год. Как следует из отчета, поставки самолетов в этом сегменте возросли на 4,3%. В 2014 г. клиенты получили 2454 ВС, тогда как в 2013 г. — 2353 машины. Что касается поставок вертолетов, то в 2014 г. они просели на 24,7% и составили 971 машину, что стало продолжением тенденции, наметившейся еще по итогам первых трех кварталов. Общая стоимость ВС сократилась на 7,5%. Снижение числа поставок было зафиксировано и по поршневым машинам, и по газотурбинным. Наибольший спад производства зафиксирован у таких авиастроителей, как AgustaWestland и Robinson Helicopter. Как отметил глава GAMA Пит Банс, «смешанные результаты» отражают ситуацию с медленным восстановлением экономики США и политико-экономическими трудностями в Европе. Кроме того, он подчеркнул, что эти показатели задают ориентиры для производителей воздушных судов сегмента авиации общего назначения.

В целом ситуация в авиационной отрасли продолжает оставаться сложной. Примечательно, что новые власти не спешат проводить глубокие реформы, не смотря на сложившуюся ситуацию. Кроме того, вызывает много вопросов поспешно начатые конкурсы на посты руководителей ключевых государственных предприятий с привлечением сомнительных рекрутинговых агентств.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *