Авиационный дайджест: 26 января – 1 февраля, 2015

На прошлой неделе в авиационной отрасли активно обсуждали проводимый Мининфраструктуры конкурс по поиску гендиректоров аэропортов «Борисполь» и «Львов», Украэрорух получил международную оценку, а Boeing завершил год сверхприбылью.

Государственное предприятие Украэрорух намерено привлечь кредит Чешского экспортного банка на 10 млн. долларов для развития проектов в партнерстве с чешской IT-компанией ICZ. В фокусе внимания — проекты менеджмента воздушного пространства, сбора и распространения наблюдения, предоставления услуг по управлению воздушным движением, обеспечения суверенитета воздушного пространства. Украэрорух надеется на низкую процентные ставки по кредиту ввиду того, что чешский банк будет поддерживать экспортную деятельность чешской компании. Украэрорух прошел европейскую проверку. По результатам измерения зрелости системы управления безопасностью полетов предприятие получило международную оценку 82,75% и общий уровень зрелости, который соответствует второму. Это выводит его на 13 место среди 45 провайдеров аэронавигационного обслуживания стран Европы. При этом разница с провайдерами, которые возглавляют этот рейтинг, составляет всего 5-6%.

В Евросоюзе наблюдается небывалый бум на инвестиции в инфраструктуру. Но не всегда выделенные средства используются рационально. Не стали исключением и региональные аэропорты — реконструкция некоторых из них не дала ожидаемых результатов. В ЕС насчитывается свыше 500 коммерческих аэропортов, из которых 12% (порядка 60 аэропортов-хабов) обеспечивают 78% пассажиропотока. Сложилась ситуация, когда аэропортов много, но львиная доля пассажиров пользуется лишь несколькими десятками хабов, а большинство воздушных гаваней либо имеют малый пассажиропоток, либо простаивают вовсе. При этом в 2000-2013 годах из европейских фондов было выделено 1,2 млрд. евро на развитие, в первую очередь, региональных аэропортов.

Вертолет нового поколения X4 производства Airbus Helicopters будет введен в эксплуатацию в 2018 г. В 2015 г. прототип вертолета среднего класса совершит первый полет. В декабре 2014 г. опытный образец был поставлен под ток для испытания ряда систем. Как сообщал ранее производитель, прототип будет представлен общественности на салоне HeliExpo-2015.

В СНБО подтвердили факт уничтожения нескольких воздушных судов боевиков. Как пояснил на брифинге Андрей Лысенко, эти самолеты и вертолеты не были сбиты в воздухе. Силы ВСУ обезвредили технику на подконтрольном боевиками аэродроме. Военные уничтожили 6 самолетов и 4 вертолета противника. Но украинская боевая авиация за последний год тоже сократилась. Из-за агрессии России и аннексии Крыма Украина, по данным отчета Flightglobal Insight’s World Air Forces, сейчас украинская военная авиация насчитывает 222 единицы, включая более 60 истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, около 30 военно-транспортных самолетов и свыше 90 вертолетов.

Аэропорт Борисполь — дорогая игрушка в руках чиновников и приближенных. Там высокие цены не только для пассажиров, но и для авиакомпаний. Этот крупнейший аэропорт был символом коррупции, бездарного управления и кормушкой для верхушки. Видимо, таким принципом пользовались все последние руководители. Данные о деятельности предприятия свидетельствуют, что на нем стремительно ухудшалась экономическая ситуация уже несколько лет. Так, если в 2011 году прибыль предприятия составляла 586 млн. грн., в 2012-м — 402 млн. грн., то уже по итогам 2013-ого всего 127 млн. грн. А в 2014-м «Борисполь» и вовсе закончил год с убытками — на сумму 102 млн. грн. Очевидно, что без коренных реформ в «Борисполе» не обойтись. И вот, Мининфраструктуры затеяло конкурс на пост гендиректора «Борисполя». Но в 2014 году на предприятии уже трижды сменилось высшее руководство. Новый руководитель «Борисполя» должен будет, в первую очередь, увеличить доходы аэропорта от неавиационной деятельности — это торговля, сфера питания и дополнительные услуги (паркинг, такси и реклама). Следующей его задачей станет работа по увеличению количества рейсов, транзитных перевозок, обработки грузов. Кроме того, ему придется оптимизировать операционные расходы и структуру управления, перейти на качественное бюджетирование затрат и управление финансами. Первые шаги в данном направлении уже ведутся силами нынешнего руководства. Так, аэропорт планирует провести конкурс на право аренды недвижимого имущества, расположенного в пассажирском терминале «D», общей площадью 157,5 кв. м., для организации комплексного обслуживания авиапассажиров. Это имущество будет использоваться для размещения 2-х кафе и других объектов инфраструктуры. Кроме того, аэропорт начал бессрочный прием заявок от таксомоторных перевозчиков — физических и юридических лиц — на право использования транспортной инфраструктуры аэропорта, что позволит пассажирам осуществлять посадку в такси на первой линии возле терминала D. Конкурс этот, хотя он еще не завершен, у людей, знакомых с авиационной отраслью, уже вызывает определенные вопросы, появились вполне обоснованные опасения касательно его результата. Оказалось, что непосредственное отношение к проведению отбора кандидатов имеет замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер, которого связывают с нынешним министром АПК Алексеем Павленко. Во второй тур отбора руководителей аэропортов «Борисполь» и «Львов» прошло 20 кандидатов. Отметим, что изначально на должности руководителей аэропортов «Борисполь» и «Львов» претендовали 254 кандидата. Компании Talent Advisors, EBS и Deloitte, изучив личные дела кандидатов, выбрали 20 претендентов, которые прошли во второй тур. По данным министерства, путем личных интервью заканчивают отбор 2-5 лучших кандидатов.

Финансовые результаты деятельности Boeing в 2014 г. превзошли прогнозы компании. Это следует из годового отчета американского самолетостроителя. Так, в прошлом году Boeing ожидал получить доход в размере 87,5–90,5 млрд. долл. Между тем по итогам 2014 г. его выручка увеличилась на 5% и составила рекордные 90,8 млрд. долл. Операционная прибыль компании составила 7,5 млрд. долл., на 14% превысив результат 2013 г. Самолетостроитель на 19% увеличил чистую прибыль.

По мнению многих экспертов, развитие услуг ТОиР для широкофюзеляжных самолетов нового поколения приведет к усилению конкуренции в мире. С одной стороны, благодаря двигателю Roll-Royce Trent, A350 XWB обещает новые экономические преимущества для потенциальных операторов. На сегодняшний день, один только Airbus поставил более 3500 широкофюзеляжных самолетов для операторов во всех уголках мира. С другой стороны, самолеты нового поколения, безусловно, нуждаются и в соответствующем техническом обслуживании и ремонте. Ожидается, что увеличение стоимости рабочей силы для поддержки новых комплексных систем рост спроса на самолеты нового поколения, приведут к необходимости в значительных инвестициях для поставщиков услуг ТОиР. В такой ситуации, у игроков повысится необходимость приобретения специализированных знаний в ТОиР сегменте, а также расширения географии услуг, что, безусловно, потребует новых инвестиций.

Власти серьезно подошли к вопросам реформирования авиационной отрасли. Главное теперь, чтобы инициативы Мининфраструктуры не оказались декоративными. Ведь уже завершается конкурс на поиск генеральных директоров для аэропортов «Борисполь» и «Львов», а списки претендентов так и не были оглашены. Это сильно встревожило общественность и экспертов рынка. Как проявят себя власти, на первом своем публичном тесте, узнаем уже совсем скоро.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *