Авиационный дайджест: 12-18 января, 2015

На прошедшей неделе Верховная рада рассмотрела новый законопроект в авиации, авиазавод ГП «Антонов» заявил о подготовке по сотрудничеству с НАТО, а Госавиаслужба подвела итоги в авиационной отрасли за 2014 год.

Верховная Рада отказалась отнести к субъектам государственной авиации юридических лиц, которые ремонтируют, модернизируют и осуществляют техническое сопровождение самолетов Вооруженных сил. Ранее, комитет по транспорту рекомендовал Верховной Раде принять за основу данный проект закона. Законопроектом, в частности, предлагается уточнить понятие «государственная авиация» путем отнесения к ней юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере разработки, производства, ремонта, утилизации государственных воздушных судов, их составных частей, уточнения понятия «государственное воздушное судно», а также относительно определения понятия «субъект государственной авиации».

Предприятие Украэрорух уполномочено быть представителем Украины в международном консорциуме, который претендует на право предоставлять один из централизованных сервисов по гибкому использованию воздушного пространства стран Европы. Право предоставлять такой сервис в случае победы в открытом тендере получит консорциум, в который войдут провайдеры аэронавигационного обслуживания Украины, Польши и Литвы, а также ведущий производитель аэронавигационного оборудования компания Indra. Это стало возможным благодаря функционированию в Украине Объединенной гражданско-военной системы организации воздушного движения. Таким образом, удалось максимально сбалансировать интересы коммерческой и государственной авиации и обеспечивать эффективность воздушного движения и обороноспособность государства. Этот опыт Украины является важным для международного авиационного сообщества.

ГП «Антонов» предлагает НАТО новые проекты в военно-транспортной авиации. Идеи о возможных направлениях сотрудничества с альянсом представил 15 января президент-генконструктор «Антонова» Дмитрий Кива во время визита на предприятие делегации НАТО во главе с заместителем генсекретаря Патриком Оруа. Кроме того, в рамках реализации международной программы «Открытое небо» предлагается использовать самолет спецназначения на базе Ан-148, который сможет выполнять наблюдательные полеты с визуальным, фото и аппаратным сбором информации. Кроме того, авиазавод «Антонов» получил нового руководителя. Генеральным директором предприятия назначен Виктор Семенцов. Он сменит на этом посту Владимира Короля. Назначение закреплено приказом президента- генконструктора ГП Антонов Дмитрия Кивы.

В Харьковской облгосадминистрации разработали программу экономического и социального развития региона на 2015 год, в которой предусмотрено выделение средств для авиазавода. Несмотря на возможные сложности, программа предусматривает полномасштабную реконструкцию некоторых предприятий. Так, до 2020 года Харьковскому авиазаводу планируют выделить более миллиарда гривен, а также загрузить его заказами для Минобороны на самолеты Ан-140 и ХАЗ-30.

Пассажиропоток международного аэропорта «Борисполь» по итогам 2014 года составил 6,89 млн. человек, что на 13% меньше по сравнению с 2013 годом. Чистый доход аэропорта в 2014 году, по оценкам Мининфраструктуры, составил 130 млн. долларов. Это на 19% меньше, чем в 2013 году. В частности, авиационных доходов собрано 102 млн. долларов, неавиационных — 28 млн. По состоянию на 2014 год аэропорт Борисполь имеет долгов на 286 млн. долларов или по 1 млн. грн. в пересчете на каждого сотрудника предприятия. Экспертная комиссия Мининфраструктуры проанализировала работу аэропорта за последние шесть лет, сравнив его основные показатели с результатами деятельности ведущих аэропортов мира. Среди ключевых проблем аэропорта Борисполь министерство называет: отсутствие четкой стратегии развития, неэффективность строительства и закупок, падение операционных и финансовых показателей, низкий уровень доходности, неэффективная структура доходов и завышенные расходы, проблемы с оборотным капиталом, опасный уровень кредитной загруженности, формальность контроля качества служб, отсутствие гибкости в конкурентной борьбе и пр. Для преодоления этих проблем комиссия предложила план действий на краткосрочную и среднесрочную перспективы. Улучшить финансовое состояние аэропорта в ближайшее время возможно за счет рефинансирования долга, оптимизации структуры управления и увеличения неавиационных доходов, которые приносят аэропорту Борисполь только 20% поступлений. Министр инфраструктуры также отметил, что управление в Борисполе будет оптимизировано за счет устранения дублирующих функций и уменьшения административной нагрузки. Андрей Пивоварский заверил, что сокращений рядовых сотрудников в аэропорту Борисполь не будет.

Европейский самолетостроитель Airbus опубликовал отчет за 2014 г. Этот год стал рекордным для самолетостроителя по поставкам. Всего в 2014 г. Airbus передал 629 самолетов 89 заказчикам по всему миру, в том числе восьми новым. В 2013 г. компания поставила клиентам на три самолета меньше. Наибольшим спросом пользовались узкофюзеляжные машины. В течение 2014 г. авиастроитель получил 1456 чистых заказов от 67 клиентов, 14 из которых впервые подписали договор с Airbus. В Airbus приступили к запуску программы по созданию дальнемагистрального узкофюзеляжного самолета A321LR. Этот новый самолет представляет собой версию ремоторизованной узкофюзеляжной машины Airbus A321 NEO c дальностью полета, увеличенной с 5900 км до 7400 км. Взлетный вес этой модификации вырастет до 97 т по сравнению с 93,5 т у A321. Увеличение дальности полета будет достигнуто за счет установки дополнительного, третьего, топливного бака. Кроме того, европейский авиастроитель задумался над увеличением вместимости перспективного широкофюзеляжного самолета A350-1000 с 369 до 400 кресел. Как заявил руководитель программы A350XWB Дидье Эврара, сейчас компания изучает возможности модификации бортовой кухни и туалетов для расширения кабины самой вместительной версии самолета в линейке. Какая авиакомпания может стать потенциальным заказчиком такого самолета, не сообщается.

Embraer в 2014 году сохранил объем поставок самолетов на уровне предыдущего года. Бразильская авиастроительная компания в 2014 году поставила своим заказчикам 208 самолетов, в том числе 116 бизнес-джетов. Годом ранее клиенты получили 209 лайнеров (90 коммерческих и 119 бизнес-джетов). По состоянию на 31 декабря 2014 года портфель твердых заказов компании в сегменте гражданских самолетов насчитывал 459 воздушных судов. Региональные лайнеры Еmbraer конкурируют и с украинскими самолетами Ан-148 и Ан-158. Кроме того, региональные самолеты Embraer являются прямыми конкурентами российского Sukhoi Superjet 100.

Первым и весьма существенным ударом для авиаотрасли в прошлом году стала аннексия Крыма. Отечественные авиакомпании, осуществлявшие на полуостров до трети внутренних рейсов, понесли значительные убытки. Ситуация еще больше усложнилась войной на Донбассе. Как известно, в результате боев были уничтожены два аэропорта в Луганске и Донецке. Военный конфликт сделал Украину малопривлекательной для туристов.

Тенденция сокращения объема международных транзитных перелетов стала заметной еще весной. Так, за 11 месяцев прошлого года предприятия авиатранспорта Украины сократили перевозку пассажиров по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 16,3% — до 6,1 млн. человек. В крайне сложном положении автоматически оказались и отечественные аэропорты. Аэропорты континентальной части Украины по итогам 2014 года сократили пассажиропоток на 22,5% по сравнению с 2013 годом — до 10,8 млн. человек. Согласно данным Государственной авиационной службы, в частности, за указанный период количество пассажиров в международном сообщении снизилось на 20% — до 9,57 млн. человек, внутреннем – на 38,5%, до 1,296 млн. человек.

Таким образом, результаты 2014 года демонстрируют достаточно сложную ситуацию на рынке авиаперевозок. Полученные результаты говорят о том, что отрасль ожидает продолжение кризиса и в 2015 году.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *