Авиационный дайджест: 15-21 декабря, 2014

Последняя неделя для авиационной отрасли ознаменовалась закрытием сразу трех аэропортов на востоке Украины, попытками дестабилизации авиационного рынка ассоциацией не летающих авиакомпаний и новым порядком пересечения российской границы с 2015 года.

Гражданам Украины с 1 января 2015 года придется использовать только загранпаспорт для полетов в Россию. Пассажиры, у которых отсутствует этот документ, в аэропорту не будут допущены на посадку в самолет. Сейчас российскую границу граждане Украины могут пересекать как с использованием национального паспорта, так международного.

Украина усиливает давление на лидера российского авиарынка компанию «Аэрофлот». Служба безопасности Украины возбудила против перевозчика уголовное дело за полеты в Симферополь. В рамках уголовного дела ведомство может установить конкретных должностных лиц «Аэрофлота», которые ответственны за нарушение запрета на полеты в Крым, и после этого поданы в международный розыск считают юристы. До решения суда СБУ, основываясь на статьях Уголовного кодекса, имеет право арестовать самолет авиакомпании. Арест российского самолета может привести к печальным последствиям для украинских авиакомпаний и рынка перевозок между двумя странами. Если арестуют самолет, то Россия может применить ответные санкции, считают эксперты. В авиакомпании поспешили заявить, что намерены обжаловать в суде штрафы за полеты в Крым.

Обремененная долгом более чем в 100 млрд. руб. авиакомпания «ЮТэйр» продолжает искать варианты выхода из кризиса. Финансовые проблемы авиаперевозчиков, и в первую очередь «ЮТэйр», уже не первый месяц вызывают обеспокоенность Кремля. На фоне резкого дефицита средств перевозчик не может оплатить ранее поставленные самолеты. «ЮТэйр», начавший летом оптимизацию расходов, в зимнем расписании откажется от 20% рейсов и вынужден будет уволить свыше 800 сотрудников. Самые крупные иски к «ЮТэйр» подал Альфа-банк. Банк требует от Росавиации, Ространснадзора и Госкорпорации по организации воздушного движения остановить полеты авиакомпании.

В аннексированном Крыму аэропорт «Симферополь» оставили без финансирования. Генеральный директор аэропорта Евгений Плаксин сообщил, что никакой материальной помощи из федерального бюджета в аэропорт не поступало, несмотря на обещание российских властей помочь аэропорту пережить зиму. В этой связи все расходы легли на плечи аэропорта в полном объеме. За свои средства были приобретены снегоуборочные машины и сухие реагенты, необходимые для очистки взлетно-посадочных полос. Он также отметил, что до сих пор не нашлось инвесторов, готовых сотрудничать с крымской авиакомпанией.

Президент МАУ Юрий Мирошников ожидает рост пассажиропотока в 2015 году на 3-5%. Подсчитать, сколько пассажиров перевезет авиакомпания МАУ, нельзя, так как не известны прогнозируемые объемы перевозок в текущем году. Авиакомпания ожидает, что в результате действия запрета России на пролет по ее территории для украинских авиакомпаний перевозчик потеряет от $6 до $8 млн. При этом Мирошников рассказал, что официального запрета со стороны российских властей нет, а отказ в праве МАУ летать в российском небе транзитом объясняют перегруженностью воздушных трасс. Мирошников отметил, что выйти на показатель самоокупаемости компания планирует в 2015 году, в этом поможет падение цен на нефть, которые уже снизились на 10-12%, реинжиниринг бизнес-процессов, а также переход на аутсорсинг в различных сегментах деятельности компании.

Авиакомпания «Днеправиа» заявила, что решения Государственной авиационной службы о запрете полетов между Днепропетровском и Москвой и о запрете использования днепропетровского аэропорта могут стать причиной банкротства авиаперевозчика еще до наступления 2015 года. В результате банкротства без работы могут остаться 400 работников со средней заработной платой 15 000 грн. Напомним, с 1 декабря Госавиаслужба запретила авиакомпании Днеправиа выполнять полеты по ее основному международному маршруту между Днепропетровском и Москвой.

Совет ассоциации в Брюсселе после первого заседания подчеркнул важность подписания в кратчайшие сроки в 2015 году соглашения о едином авиационном пространстве между Украиной и ЕС. Ранее, в июне нынешнего года подписание соглашения было перенесено на неопределенный срок. Инициатором выступила европейская сторона — из-за несогласованности позиций Испании и Великобритании по территориальной принадлежности Гибралтара. С того времени этот важный для Украины вопрос был приостановлен.

Государственная авиационная служба запретила полеты из Харькова, Запорожья и Днепропетровска. Воздушные гавани прекратили обслуживать авиарейсы в целях безопасности. Закрытие аэропортов в Запорожье, Харькове и Днепропетровске было осуществлено, поскольку поступила информация, что в данных аэропортах может существовать угроза для гражданских самолетов из-за возможной установки в зоне АТО на подконтрольных боевикам территориях ракетных комплексов «земля — воздух». С точки зрения авиаперевозчиков, трехдневное блокирование полетов не повлияет существенно на прибыльность авиакомпаний, заверил Ламтюгин. Но если закрытие неба будет продолжено на неопределенное время — эта ситуация может привести к существенным убыткам, вплоть до банкротства игроков.

Опасно в небе не только из-за угрозы со стороны террористов, но и потому, что государство не контролирует компании, которым при прошлой власти позволила летать своим небом. Ни для кого больше не секрет, что бывшая власть пыталась установить контроль и «поставить на счетчик» любой мало-мальски перспективный бизнес. Не удивительно, что такая крупная и прибыльная отрасль, как авиация, тоже вошла в сферу непосредственного интереса команды Януковича. Эксперт считает, что протестовать против нового прозрачного механизма распределения выдачи назначений на маршруты могут лишь заинтересованные в коррупции. Также, по мнению эксперта, самопровозглашенная Ассоциация авиапредприятий Украины пытается шантажировать и угрожать правительству страны. Попытки препятствовать реформе отечественного рынка авиаперевозок угрожают национальной безопасности страны. Участники данной ассоциации имели активную поддержку бывшей властью и их связывают с беглым президентом. Не признала ассоциацию как представительский орган и отказалась от участия в ней национальная авиакомпания МАУ. В авиакомпании рассказали, что эта организация представляет интересы очень малой части отрасли. Членами объединения стали авиакомпании, которые либо вообще не выполняют рейсы, либо выполняют единичные полеты, а его целью является исключительно защита своих коммерческих интересов путем дискредитации лидеров рынка и дестабилизации работы всей отрасли.

Активисты попросили премьера обратить внимание на сложную ситуацию на рынке авиаперевозок. В письме активист отметил, что страна должна заботиться не только о потребности иностранных компаний с сомнительными владельцами, но и реагировать на потребности украинского пассажира и, в частности, развивать внутренние перевозки. Активист отметил, что государство должно, в первую очередь, помнить об интересах украинского пассажира, защищать украинского перевозчика, заботиться о безопасности полетов, развивать инфраструктуру национального рынка, создавать новые рабочие места по всей Украине, а не только в столице.

По прогнозам Международной организации гражданской авиации в следующем году цены на авиабилеты в среднем уменьшатся на 5%. Для этого есть несколько причин: падение цен на топливо, рекордные доходы авиакомпаний благодаря программам повышения эффективности работы аэропортов и общее оживление мировой экономики. Снижение цен является результатом уменьшения себестоимости услуг, поэтому их качество не должно ухудшиться.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *