Авиационный дайджест: 1-7 декабря, 2014

Последняя неделя для авиационной отрасли в Украине прошла без резких изменений. В начале недели немецкие пилоты опять вышли на забастовки, украинские авиаперевозчики обсуждали с Госавиаслужбой предложенный порядок выдачи назначений, а в Борисполе анонсировали электронную регистрацию на рейсы. Кроме того, 7 декабря во всем мире отмечали Международный День гражданской авиации. В этот день 70 лет назад была подписана чикагская конвенция, определяющая основные принципы работы гражданской авиации, которые соблюдаются всеми авиакомпаниями мира.

Авиакомпания Lufthansa решила продвигать планы по запуску новых бюджетных услуг, несмотря на сопротивление пилотов и сомнения аналитиков в том, что это сможет пойти на пользу компании в условиях нарастающей конкуренции. Профсоюз летного состава Vereinigung Cockpit провел очередную забастовку из-за неурегулированного спора вокруг условий выхода пилотов на пенсию. Авиакомпания была вынуждена отменить более тысячи международных и внутренних авиарейсов 1 и 2 декабря из-за забастовки. Но в Lufthansa Group не оставляют планов к концу 2015 года создать в рамках группы новую компанию-авиаперевозчика с фокусом на обслуживании отправляющихся на отдых туристов. Работать новый перевозчик будет под брендом — Wings. Отличительной особенностью рейсов лоукостера будет сокращение мест в бизнес-классе в пользу увеличения мест в салоне эконом-класса. Маршрутная сеть нового перевозчика включит среднемагистральные и дальнемагистральные полеты из Европы. Запуск Wings не повлияет на работу действующей бюджетной авиакомпании German wings, входящей в группу.

Окружной административный суд Киева принял решение о взыскании с авиакомпании «Аэрофлот» штрафов за несанкционированные полеты в воздушном пространстве Украины по 57 случаям на сумму 136 тыс. гривен каждый. Таким образом, общая сумма штрафа составила 7,75 млн. гривен. Как известно, украинские и зарубежные авиакомпании прекратили полеты в Крым по требованию властей Украины. Ряд российских авиакомпаний, в том числе и «Аэрофлот», данное требование проигнорировали и продолжили полеты в Крым. Кроме того, российские авиакомпании подняли цены на свои авиабилеты. В среду IATA обновила валютный курс для расчетов стоимости авиабилетов в рублях на международные рейсы. Что привело к автоматическому подорожанию авиабилетов на международные рейсы.

Авиакомпания МАУ считает причины судебного иска Atlasjet Ukraine надуманными и планирует подать апелляцию. В компании рассказали, что приведенные в жалобе факты не соответствуют действительности. Корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая отметила, что Atlasjet Ukraine уже более полугода ведет против МАУ и авиационных структур информационную и судебную кампании, хотя с момента своего создания не выполнила ни единого полета.

Генеральный директор «Визз Эйр Украина» Акош Буш поделился мнением о работе лоукост-перевозчиков в Украине и в Европе. Он рассказал, что основная проблема с внутренними рейсами в Украине заключается в ряде причин. Руководитель назвал условия сотрудничества и состояние инфраструктуры региональных аэропортов, такими которые до сих пор оставляют желать лучшего. Для «Визз Эйр Украина» ключевая проблема предложенного нового порядка выдачи назначений на линии заключалась в том, что для получения разрешений на международные направления авиакомпании обязывали выполнять внутренние рейсы, даже если это было для них коммерчески нецелесообразно. Руководитель подчеркнул, что лоукост-перевозчики не выполняют социальных функций как таковых.

Глава Госавиаслужбы Денис Антонюк 3 декабря обсудил с операторами рынка новый порядок назначения авиакомпаний на маршруты. Ранее данный документ вызвал бурные дискуссии участников рынка и экспертов. Дискуссия традиционно превратилась в скандал, суть которого сводилась к требованию отменить правила в целом, однако из нее все-таки можно выделить некоторые конкретные предложения. Одним из пунктов, который не на шутку обеспокоил ряд перевозчиков, стало требование к собственнику. Контрольным пакетом в уставном капитале должен владеть гражданин Украины, утверждают в Госавиаслужбе, ссылаясь на соответствующие нормативные документы Европы. Некоторые перевозчики настаивали на полной отмене новых правил и возврату к старой системе назначения на маршруты. Отменить порядок не удалось, но в Госавиаслужбе пообещали найти оптимальное решение, которое устроит всех игроков рынка.

Хозяйственный суд Киевской области удовлетворил иск Бориспольской прокуратуры и обязал компанию «Эко-Сервис» прекратить функционирование полигона твердых бытовых отходов на приаэродромной территории Международного аэропорта «Борисполь». Отмечается, что эксплуатация этого полигона угрожает жизни и здоровью людей, поскольку влечет массовое скопление птиц, создавая угрозу их столкновений с самолетами.

Немецкая компании Gebruder Heinemann собирается инвестировать в развитие магазинов беспошлинной торговли в международном аэропорту «Борисполь» 10 млн. евро в течение 2-3 лет. На данный момент, в терминальном комплексе «D» аэропорта представлено семь магазинов беспошлинной торговли компании Gebruder Heinemann общей площадью около 3 тыс. кв.м. В магазинах предлагаются парфюмерия, косметика, аксессуары, одежда, кондитерские изделия, а также детская одежда и игрушки. Недавно компания открыла в аэропорту бутики Victoria’s Secret и Hugo Boss. Кроме того, администрация «Борисполя» работает и над внедрением мобильной регистрации. Пассажирам предоставят возможность проходить регистрацию на рейсы в удаленном режиме (на web-портале аэропорта) до непосредственного приезда в аэропорт. По словам и.о. заместитель гендиректора по операционной работе аэропорта Антона Борисюка, технически аэропорт к этому уже готов, ведь большинство авиакомпаний предоставляют услуги удаленной регистрации на рейс. Пока что его общая загрузка составляет 20-35%, но в пиковые часы доходит до 90%. А в случае восстановления транспортного потока и дальнейшего создания хаба на базе «Борисполя» возможны сложности с трафиком, поэтому возможность удаленной регистрации на рейсы приобретает особую актуальность.

Украинский рынок авиаперевозок не вышел из зоны турбулентности. Нынешний год авиакомпании встретили с тяжелым предчувствием надвигающегося кризиса. Эксперты считают, что по итогам 2014 г. рынок недосчитается нескольких авиакомпаний и минимум трети пассажиропотока. Продажи билетов по сравнению с 2013 упали на 30%. У авиаперевозчиков тарифы на перелеты привязаны к доллару США. Поскольку зарплаты не индексировались, произошел серьезный отток пассажиров. Многие авиакомпании сменили бизнес-сегмент на «эконом», а те, кто летал эконом-классом, и вовсе перешли на более дешевые виды транспорта. Новые экономические реалии заставили авиаперевозчиков пересмотреть свои стратегии. Началась повальная оптимизация бизнес-процессов: сокращение персонала, уменьшение флота, сокращение частоты полетов, пересмотр карты маршрутов. У авиакомпаний есть только один выход — оптимизировать свои расходы для возможности пережить тяжелые времена, считает исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко.

Участники авиарынка и эксперты едины во мнении, что по итогам текущего года пассажиропоток основательно сократится. Оптимисты прогнозируют падение на 25‑30 %, пессимисты — на все 40 %. Некоторого оживления в отрасли, при самом благоприятном раскладе, можно будет ожидать только летом 2015 г.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *