Авиационный дайджест: 24-30 ноября, 2014

На прошлой неделе эксперты и участники рынка активно обсуждали новые правила выдачи авианазначений, военные заинтересовались отечественными беспилотниками, а на ГП Антонов рассказали о проблемах и поделились планами на будущее.

Недавно был принят в Украине новый «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий». Он вызвал большой ажиотаж со стороны участников рынка. Глава Госавиаслужбы Денис Антонюк подчеркнул, что новые правила учитывают конкурентные преимущества перевозчиков и прозрачность структуры их собственности, как это предусматривают соглашения о едином авиационном пространстве и об ассоциации с Евросоюзом. Кроме того, в ведомстве заверили, что они не создают дополнительных препятствий в деятельности перевозчиков, включая иностранные лоу-косты. Но не стоит забывать о том, что уже в декабре Украина может подписать соглашение о Едином авиационном пространстве с Евросоюзом, которое упразднит межправительственные соглашения со странами ЕС. Госавиаслужба собирается выдавать разрешения на новые линии зарегистрированным в Украине авиакомпаниям, с прозрачной структурой собственности и сетью внутренних маршрутов. Таким образом, ведомство не только узнает конечных бенефициаров перевозчиков, но и создаст условия для развития внутренних перевозок. Министр инфраструктуры уже поддержал данную инициативу.

Экс-председатель ассоциации «Аэропорты Украины» Анатолий Троценко считает, что Украине необходимо создать несколько региональных «хабов», которыми могут стать «Борисполь», «Львов», «Харьков», а в остальных областных центрах организовать подвоз пассажиров к ним. Он считает, что авиакомпании могли бы заинтересоваться выполнением региональных авиарейсов, если бы им предоставили право осуществлять их через три аэропорта, с промежуточной остановкой в одном из них. Подобная схема использовалась в Советском Союзе и имела свои экономические преимущества. Мэр Львова Андрей Садовый отмечает, что современному городу важно иметь собственный аэропорт. По мнению авиационных властей, развитие внутренних перевозок автоматически стимулирует снижение тарифов и развитие небольших аэропортов.

Генеральный директор авиакомпании Акош Буш не однозначно приял новшество. Он считает, что нововведения могут остановить развитие Wizz Air Украина.  Но позитивным моментом нового документа назвал то, что авиакомпании смогут сохранить текущие направления. При этом заявляют, что новый порядок сократит количество маршрутов и приведет к удорожанию билетов. Но эксперты говорят, что у Wizz Air Украина и без того целая куча разрешений на полеты, которые компания по разным причинам не использует. Из-за кризиса на рынке уже в этом году она отказалась от нескольких зарубежных направлений из Киева и Львова, вернув материнской структуре половину авиапарка. Теперь у нее две машины — столько же, сколько было пять лет назад.

На днях, под зданием Министерства инфраструктуры Украины прошла акция протеста против нового порядка выдачи авианазначений. В демонстрации принимало участие около 50 человек. Как оказалось, на «борьбу» с реформой собрались сплошные «мертвые души» авиарынка, которые намерены создать Ассоциацию. Среди них — «ЮТэйр-Украина», «Юм Эйр», «Хорс», «Атлас Джет Украина» и ряд других авиакомпаний. Но как оказалось, реально работающих на авиарынке компаний среди членов будущей Ассоциации, только три осуществляют рейсы. «Юм Эйр» летает из Киева в Бейрут, Тегеран, и Амман. «ЮТэйр-Украина»  осуществляет только перелеты в Москву. На этом список компаний реально исполняющих хоть какие-то рейсы исчерпывается. Авиакомпания «Хорс», ранее базировавшаяся в киевских «Жулянах» уже давно никуда не летает. На сайте перевозчика размещена информация двухгодичной давности.  О таких перевозчиках, как «Дарт», «Буковина» и «Браво» не слышали не только рядовые украинцы, но и участники авиационного рынка. Таким образом, с рынка грозятся уйти те, кто и так на нем не представлен. Авиакомпания Wizz Air Украина, ранее озвучившая намерение присоединения к Ассоциации, детально ознакомившись с правилами, так и не явилась на конференцию Ассоциации. Учитывая высокий резонанс в обществе, Минюст решил пока вернуть на доработку данный документ и предложил провести открытые слушания.

Предложенные правила вызвали дискуссии и в экспертной среде, но без этих изменений невозможно развитие внутренних авиаперевозок. Проблема в том, что большинство авиакомпаний, особенно это касается лоу-костов, приходят в Украину не для того, чтобы развивать рынок, а для получения прибыли, уверен главред Trans-port Михаил Кушнир. Поэтому подобные соцобязательства не особо их радуют. Документы, разработанные украинскими госорганами, часто содержат такие процедуры их применения, в которых намеренно оставлено «поле для маневра»,  создающее предпосылки для коррупции. В противовес этому, разработанный Госавиаслужбой порядок содержит четкую процедуру и это делает абсолютно невозможной коррупцию при выдаче прав на выполнение пассажирских авиарейсов, считает главный редактор авиационного портала Wing Андрей Шор.

В Украине авиаконструкторы создают беспилотники, которые в разы дешевле иностранных аналогов. В таких беспилотниках остро нуждается украинская армия, которая, по словам одесских мастеров, пользуется не беспилотниками, а авиамоделями. На сегодняшний день они готовятся к выпуску серийного боевого БПЛА, способного осуществлять вылеты на расстояние до 500 км и находиться в воздухе до десяти часов. Авиационным властям стоит серьезно задуматься о необходимости совместно с производителями и профильными ассоциациями занять вопросом разработки проекта положения об обороте и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, считают эксперты. Кроме того, необходимо разработать и ряд других жизненно необходимых нормативных документов, регламентирующих классификацию, лицензирование, регистрацию, учет и производство данной техники. Это позволит повысить безопасность полетов гражданской авиации, упорядочить сферу производства и оборота беспилотной техники. Пока у нас решают, как начать серийное производство беспилотников, военные в Китае уже развернули высокоточную лазерную оборонительную систему, способную сбивать небольшие беспилотные летательные аппараты, летящие на малой высоте. Как ожидается, технология будет использоваться для устранения угрозы летающих БПЛА, которые могут быть задействованы террористами или же просто для незаконной разведывательной деятельности.

Состояние украинских авиастроителей незавидное. Производство самолетов замедляется, выручка и прибыль падают, государственная поддержка предприятия — пока лишь пустые слова, рассказывает гендиректор ГП Антонов Дмитрий Кива. Кроме того, со стороны правительства нет стимулирования приобретения украинской авиатехники. Руководство предприятия выступило за создание холдинговой компании на базе украинских авиастроительных объектов с дальнейшей продажей части уставного капитала частному инвестору. На предприятии рассказали, что есть западные инвесторы, которые заинтересованы в покупке миноритарного пакета акций завода.

Под шумок скандала с новыми правилами выдачи направлений иностранные авиакомпании уходят из Украины. Авиакомпания ЮТэйр Украина заявила, что вернет весь свой региональный флот, состоящий из 5 новых самолетов АТР-72, на завод в Тулузу. По словам гендиректора, к сворачиванию внутренних рейсов подтолкнули также высокие аэропортовые сборы, стоимость топлива, которая больше, чем в аэропортах Европы, а также сборы Украэроруха за аэронавигацию, сопоставимые со сборами на международных рейсах. Эксперты считают скандал ширмой. Сейчас проблемы возникли не только у ЮТэйр Украина, но и ее российской «мамы». В начале ноября авиакомпания даже допустила дефолт по погашению своих ценных бумаг. Кроме того, недовольная новыми правилами украинская «дочка» ЮТэйр уже успела задолжать 2 млн. грн. столичному аэропорту «Жуляны».

Глава МАУ Арон Майберг полагает, что подписание соглашения о едином авиационном пространстве с Евросоюзом позитивно скажется на деятельности авиакомпании. Он также рассказал о ближайших планах флагманского перевозчика в условиях стремительного падения пассажиропотока и фактического отсутствия государственной поддержки. Компания собирается провести оптимизацию труда сотрудников и сокращения расходов, но обещает и далее выполнять существующий объем перевозок.

Реакция некоторых игроков авиационного рынка демонстрирует их нежелание к реформированию отрасли. Но остановить прогресс и призрачность на авиарынке, которые так давно ждали и требовали борцы с коррупцией, с целью сохранения старых коррупционных схем заинтересованными сторонами, уже не удастся.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *