Авиационный дайджест: 10-16 ноября, 2014

На прошлой неделе в Китае прошел важный для мировой авиационной отрасли авиасалон Airshow China-2014, украинские производители заговорили о перспективах выпуска и разработки беспилотной авиации, а в аэропорте «Борисполь» решили заняться транспортной инфраструктурой.

Свои разработки в авиационной отрасли, а также достижения космических технологий показал Китай на проходящем в Чжухае международном авиасалоне Airshow China-2014. Один из главных экспонатов — первый тяжелый военно-транспортный самолет «Юнь-20» (Y-20), который сравнивают с российским самолетом Ил-76 и американским С-17. Эта машина совершила демонстрационные полеты в небе над Чжухаем. По слухам, за основу взят российский Ил-76, а двигатели пока тоже российские. Ее предшественник, транспортный самолет Юнь-8 (Y-8), был создан в Китае на базе украинского самолета Ан-12. В рамках авиасалона также дебютировал истребитель-невидимка пятого поколения «Цзянь-31» (J-31), созданный по технологии «стелс». Эксперты не исключают, что в будущем новый самолет станет основой палубной авиации для китайских авианосцев. Одновременно с ним КНР разрабатывает еще одну модель истребителя пятого поколения — J-20. Внимание посетителей также привлек макет разведывательно-ударного беспилотника нового поколения Rainbow CH-4. Он разрабатывался как ответ американскому беспилотнику MQ-9 Reaper, однако значительно уступает ему по скорости.

На Airshow China-2014 представитель украинского оборонно-промышленного комплекса рассказал, что в Украине рассматривают возможность производства китайских легких штурмовиков L-15. По его словам, одним из вариантов обеспечения ВВС Украины доступными и эффективными легкими штурмовиками является локализованное производство L-15. Предполагается, что фюзеляжи штурмовика будут направляться в Украину из Китая и оснащаться различными системами украинского производства. Кроме того, турбореактивный двухконтурный двигатель АИ-222-25, которым оснащен L-15, производится в Украине на заводе «Мотор Сич».

Отрасль самолетостроения в Украине имеет огромный потенциал, для реализации которого украинским властям необходимо обязать работающих в стране авиаперевозчиков покупать отечественные самолеты, считает глава Совета предпринимателей при Кабинете министров Леонид Козаченко. Вместе с тем, он отметил, что на сегодняшний Украина располагает ликвидными проектами самолетов, аналогов которых нет в мире, однако отсутствие реальной господдержки не позволяет раскрыть потенциал украинского авиастроения в полной мере. По его мнению, такой господдержкой могла бы стать целевая эмиссия на производство таких отечественных самолетов, как Ан-70 и Ан-154.

В мире последние годы сильно возрос интерес к беспилотной авиации. Ученые предрекают за ней будущее, а эксперты пока обсуждают возможные проблемы и угрозы, которые могут возникнуть. Директор компании «ЮМИК АЭРОСПЕЙС» Вадим Болта отмечает, что законодательного регулирования в сфере производства и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в Украине на сегодня нет. Он констатировал, что необходимо создать законодательную базу, которая четко определяет нормы и нормативы эксплуатации БПЛА. Ведь на сегодняшний день, производимые беспилотные летательные аппараты не регулируются авиационными правилами, нормами и законами. Именно это и является основной причиной проблем как для производителя и эксплуатанта БПЛА, так и для третьих лиц, которым могут нанести умышленный или неумышленный вред в процессе эксплуатации техники.

Данной темой уже заинтересовались и на авиазаводе «Антонов». Предприятие планирует поставлять БПЛА для украинской армии. Президент предприятия Дмитрий Кива сообщил, что они уже ведут переговоры с министерством обороны Украины о поставках беспилотных летательных аппаратов. Их конструкторское бюро в 80-х годах занимались разработкой беспилотных летательных аппаратов, но потом передали это в Россию. По словам генконструктора, на предприятии до сих пор остались специалисты, которые этим занимались.

Технический директор Eye Tech считает, что начинать разработки высокотехнологических решений авиапредприятию необходимо и как можно быстрее, так как результат можно будет увидеть лишь спустя несколько лет. В Украине пока нет собственного производства аппаратных компонент для подобной техники. Поэтому ближайшие пару лет на уровне государства придется покупать доступные образцы сложной техники из-за границы. Некоторые производители имеют и другую точку зрения. Так, представитель одесской компании по производству БПЛА рассказал, что их компания вложила в разработку БПЛА Supervisor SM2 более четырех лет и полмиллиона долларов. По многим тактическо-техническим характеристикам их изделие не уступает даже израильским аналогам. Но в Украине их обходят конкуренты, предлагающие игрушечные самолеты, перекрашенные в серый цвет по ценам намного ниже их разработок, но во много раз выше реальной стоимости изделия.

Турецкая авиакомпания Atlasjet Airlines все еще строит грандиозные планы по завоеванию украинского рынка. Перевозчик заключил предварительный договор с Airbus о покупке не менее 30 самолетов, сообщает источник. Участники авиарынка и эксперты скептически оценивают озвученные планы Atlasjet Airlines по поставке 15 самолетов на украинский рынок. Опыт Wizz Air показывает, что материнская компания оперативно принимает решение о переброске самолетов на другие базы — туда, где экономический эффект от их эксплуатации будет выше, отметил Сергей Хижняк. Генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук на вопрос о том, насколько реально загрузить эти воздушные суда, ответил, что это возможно только в том случае, если МАУ закроется. Эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий считает что это, скорее всего PR-ход. Это и не удивительно, компании  выгодно создать себе позитивный имидж на украинском рынке, учитывая недавние скандалы и количество судебных разбирательств связанных с ней. В настоящее время в парке перевозчика есть два самолета Airbus, которые эксплуатируются Zagrosjet («дочкой» Atlasjet Airlines) в Ираке, а также материнской компанией на направлении Стамбул — Ларнака.

Административный директор аэропорта «Борисполь» Олег Трибой заявил, что терминал «D» аэропорта станет основным. Комплексу предстоит принять серьезные меры по логистике для транспорта и пассажиров. В связи с предстоящей оптимизацией терминала «D» проведут конкурс для перевозчиков с обновленными критериями. В частности, помимо законодательно оговоренных требований желающие возить пассажиров в аэропорт должны будут соответствовать дополнительным критериям. Это касается и класса автомобилей, и наличия POST-терминалов в транспорте, и даже формы одежды для водителей. Со своей стороны аэропорт «Борисполь» готов к переобустройству подъездных дорог к терминалу и размещению на его территории касс по продаже автобусных билетов. Кроме того, в аэропорт Борисполь планируется построить тоннель для Воздушного экспресса. Воздушный экспресс будет курсировать в аэропорт Борисполь через подземный туннель, сообщил первый заместитель председателя Госинвестпроекта Кирилл Бондарь. Завершить проект строительства аэроэкспресса планируется в первом квартале 2015 года. Общая сумма кредита на проект составляет $372 млн.

Ситуация на украинском рынке авиационных перевозок с каждым месяцем становится все хуже. По данным Госавиаслужбы, аэропорты континентальной части Украины с начала года снизили пассажиропоток на 21,15% до 9,3 млн. человек. Эксперты отмечают, что пассажиропоток будет снижаться еще не менее полугода, и к концу года снижение может составить 25%. Предпосылок для изменения ситуации пока нет. При этом из числа крупнейших аэропортов больше всего пострадали киевские «Жуляны». Эксперт транспортной отрасли Александр Кава отмечает, что отрицательные показатели аэропорта «Жуляны» обусловлены тем, что его операционная деятельность была выстроена вокруг нескольких базовых перевозчиков, которые в этом году существенно сократили свою активность. Вместе с тем, Кава пока не ожидает выхода новых авиакомпаний на украинский рынок. По его словам, сейчас наблюдается лишь закрытие украинских подразделений ряда авиакомпаний.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *