Авиационный дайджест: 27 октября — 2 ноября, 2014

Прошедшая неделя продемонстрировала мировые тенденции по увеличению авиационного производства. Китай продолжает наращивать потенциал в авиационной отрасли, а японцы нацелились на рынок бизнес-джетов. В Украине ситуация продолжает оставаться сложной. Крупнейший государственный аэропорт завершил квартал с убытками.

Китайская авиастроительная корпорация COMAC приступила к летным испытаниям нового регионального самолета ARJ21 на местных авиалиниях. До конца текущего года производитель ожидает получить сертификат типа на данное воздушное судно от Администрации гражданской авиации Китая. А в будущем китайские авиастроители намерены сертифицировать лайнер ARJ21 по требованиям Федеральной авиационной администрации США (FAA). COMAC уже получила более 250 заказов на ARJ21 от китайских авиакомпаний, а также от перевозчиков соседних азиатских государств.

Не отстает от соседа и японская компания Honda Aircraft. Сертификация и первые поставки японского бизнес-джета легкого класса HondaJet HA-420 состоятся в начале 2015 года. В рамках подготовки к вводу в эксплуатацию компания наращивает производственные мощности сборочной линии. В настоящий момент на этапе финальной сборки находятся 11 самолетов. В первый год будет построено 50 бизнес-джетов, в дальнейшем темпы производства вырастут до 75-80 единиц в год. Стоимость восьмиместного самолета в стандартной комплектации составляет 4,5 млн. долларов. Японская компания собрала уже более ста заказов на свой первый самолет.

Чеченская авиакомпания «Грозный-Авиа» планировала запустить регулярные авиарейсы из Еревана в аннексированный Россией украинский Крым. Но заявка компании на осуществление прямых рейсов из оккупированного Симферополя в Ереван была отклонена властями Армении. Ранее сообщалось, что с августа по октябрь 2014 года из аэропорта Симферополь в стамбульский аэропорт имени Сабиха Гёкчен, что на азиатской стороне Стамбула, было выполнено не менее 11 рейсов авиакомпании «Грозный-авиа». Члены экипажа воздушного судна, прибывающие на его борту в Крым, попадают под административную и уголовную ответственность перед Украиной за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию. Пока реакции украинских властей на данное нарушение не последовало.

Источник в группе Аэрофлот сообщил, что новый бюджетный перевозчик будет работать под брендом «Победа». По его словам, такое решение было принято руководством материнской авиакомпании. Бренд, о котором пока сама группа компаний «Аэрофлот» официально не объявила, вызвал неоднозначную реакцию на рынке. На самом деле, сложно представить, какой бренд, предложенный «Аэрофлотом», не вызвал бы критики. Ранее реакция на выбор названия «Добролёт» также оказалась весьма неоднозначной.

Крупнейшая европейская авиакомпания Lufthansa, не смотря на массовые забастовки профсоюзов, завершила квартал с прибылью. В июле-сентябре компания получила 561 млн. евро чистой прибыли, против 450 млн. евро за аналогичный период прошлого года. Операционная прибыль повысилась на 25% до 735 млн. евро с 590 млн. евро. Авиакомпания перевезла за девять месяцев 81,152 тыс. пассажиров, что на 1,7% больше показателя за тот же период годом ранее. Загруженность пассажирских рейсов поднялась до 80,6% с 80,3%. По итогам квартала, концерн оценил свои потери из-за забастовок персонала в 170 миллионов евро.

В аэропорту «Одесса» представили новый терминал. С терминалом связываются надежды на то, что аэропорт значительно повысит роль Одессы как транспортного узла. Ожидается, что терминал будет полностью соответствовать европейским стандартам: его площадь — 29 тысяч квадратных метров (площадь существующего — 9 тысяч), он сможет пропустить до 1500 пассажиров в час, а возможно и больше. Стройка идет очень интенсивно, ежедневно работает от 60 до 70 человек. По срокам наблюдается небольшое отставание. Тем не менее, терминал обещают ввести в эксплуатацию во втором квартале следующего года. Как отмечают эксперты, в следующем году предполагается интенсивный рост пассажиропотока и новый терминал будет как нельзя более кстати.

Аэропорт «Борисполь» закончил январь-сентябрь текущего года с 44,5 млн. грн чистого убытка, что значительно хуже результатов аналогичного периода прошлого года, когда аэропорт смог получить 94,7 5 млн. грн чистой прибыли. Убыток является следствием падения объемов перевозок, вызванного снижением спроса. Ранее в своих планах аэропорт закладывал рост объемов перевозок. Под это реализовывались масштабные дорогостоящие проекты: строительство новых терминалов, масштабные реконструкции, закупка дорогостоящего оборудования. В результате — расходы аэропорта и себестоимость выросли. В настоящее время новые мощности аэропорта используются лишь на треть, вследствие чего доходы не покрывают затраты на содержание инфраструктуры. Вместе с тем, в третьем квартале аэропорт обслужил 2,2 млн. пассажиров, что составило 41 % от всего их количества за девять месяцев 2014 г. Сезонный рост позволил увеличить использование инфраструктуры и оборудования и обеспечить квартальную прибыль в размере 71,9 млн. грн, что, однако, не перекрыло убытков первого полугодия. Эксперты считают, что по итогам года аэропорт по показателю чистой прибыли / убытка в лучшем случае выйдет в ноль.

Авиакомпания Atlasjet Ukraine проиграла иск к Государственной авиационной службе, в котором она требовала от ведомства выдать документы, позволяющие начать международные полеты. После сокращения пассажиропотока конкуренция между авиакомпаниями ужесточилась. Эксперты прогнозируют падение рынка в целом за год на 20‑35 %. Мечта об отсутствующей или минимальной конкуренции, перспективном пассажиропотоке и лаврах лидера привели Atlasjet в Россию, Грузию, Казахстан и даже Иран, где это и сработало. А в Украине, куда турки пришли в конце 2013 г., выяснилось, что для успешной работы им необходимо потеснить местные авиакомпании. Но недавние судовые споры продемонстрировали, что они готовы дать отпор за свое место под солнцем.

Wi-Fi на борту превращается в реальное рыночное преимущество. Исследование, которое провела летом 2014 года американская компания Honeywell Aerospace, показывает, что наличие Wi-Fi на борту самолета влияет на выбор авиаперевозчика у 66% пассажиров. Почти каждый четвертый пассажир признал, что иногда он предпочитал купить более дорогой билет ради наличия Wi-Fi, и почти каждый пятый отказался от своей любимой авиакомпании из-за того, что другой перевозчик предлагал Wi-Fi-связь. В мире наблюдается отчетливая тенденция к увеличению спроса на потребление Интернета на борту самолета.

Впервые в истории полетов гражданской авиации частный квадрокоптер или просто управляемый с помощью компьютера летательный аппарат, стал причиной изрядной обеспокоенности пилотов и угрозой для жизни пассажиров самолета. Так, при заходе на посадку в аэропорт Саутенд пилот лайнера ATR72-500 заметил квадрокоптер, следовавший параллельным курсом. Анализ данных радаров и переговоров экипажа показал, что владелец квадрокоптера намеренно осуществил такой опасный маневр или даже хотел протаранить самолет. Но, несмотря на усилия следствия, установить владельца дрона так и не удалось. Такая активность дронов, которая вызвана широким распространением подобных летательных аппаратов, может представлять существенную угрозу для современной авиации.

Текущий год сильно ударил по авиационной отрасли страны. Напряженность военно-политической ситуации, сворачивание деловых и культурных связей и туризма, резкие скачки на валютном рынке отразились на всех аспектах роботы авиационных предприятий. Динамика украинского авиационного рынка демонстрирует тревожные тенденции. Резкое сокращение практически по всем составляющим рынка, сильно ударило по авиаперевозчикам и предприятиям инфраструктурного комплекса.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *