Авиационный дайджест: 13-19 октября, 2014

Прошедшая неделя взбудоражила мир вспышкой эпидемии Эбола, которая имеет уровень летательного исхода инфикованных порядка 90%. Вследствие чего, большинство аэропортов ужесточило контроль прилетающих пассажиров. Харьковский авиационный завод оказался на границе банкротства, а первый рейс Turkish Airlines из Херсона в Стамбул обернулся конфузом.

Французские власти с 18 октября ужесточат контроль пассажиров из Гвинеи в парижском аэропорту Шарль-де-Голль. По словам министра, медицинский персонал аэропорта вместе с представителями Красного Креста будет замерять температуру пассажиров до того, как они пройдут в здание аэропорта. Согласно информации министра, при вылете в Гвинее уже проводится контроль пассажиров. На территории Франции больные Эболой пока не выявлены.

Авиакомпания Lufthansa начала разработку специальной модификации самолёта для транспортировки пациентов с лихорадкой Эбола. Ожидается, что самолёты должны быть готовы к середине ноября. Немецкие врачи-добровольцы отправятся в следующем месяце в Западную Африку, где будут помогать борьбе с распространением Эболы. Правительство Германии готовится использовать новые самолёты для доставки своих граждан на родину в случае их заражения вирусом. В настоящее время ФРГ арендует у США самолёты для транспортировки больных опасными заболеваниями. Это самолёты Gulfstream III, принадлежащие американской компании Phoenix Air.

Авиакомпания «Трансаэро» предложила обратиться в Минскую группу ОБСЕ, чтобы отменить транзит в украинском воздушном пространстве для крупных российских перевозчиков. Представитель Министерства транспорта РФ объяснил, что ведомство направило предложение украинской стороне провести переговоры на тему снятия ограничений на транзит. «Трансаэро» оценивало затраты на облет Украины в размере $3 млн. ежемесячно (т. е. $36 млн.). Эту цифру со ссылкой на расчеты авиакомпании озвучивал министр транспорта Максим Соколов. В середине августа финансовый директор компании «Аэрофлот» Шамиль Курмашов заявил, что перевозчик потеряет $20 млн. в год из-за облета территории Украины.

Стали известны города, куда будет летать новый лоукостер «Аэрофлота» — «Бюджетный перевозчик». В отличие от своего предшественника (авиакомпании «Добролет») он не будет летать в Симферополь, а составит свою маршрутную сеть из девяти городов с исходной точкой в Москве. Авиакомпания «Аэрофлот» объявила о создании нового лоукостера «Бюджетный перевозчик» в сентябре 2014 г. Он должен заменить «Добролёт», прекративший полеты из-за введенных ЕС против него санкций.

Эксперты считают, что для стабилизации финансового состояния российских авиакомпаний нужно 1,85 млрд. долларов только в ближайший год. Но даже если они получат помощь, например, от государства, кризис только сдвинется на пару лет, не будучи преодолен. За последние 3 года с рынка ушли авиакомпании, обслуживающие более 3,5 млн. пассажиров. Общая сумма, необходимая для реальной стабилизации финансового состояния перевозчиков с высокой кредитной нагрузкой в 9 раз превышает текущие программы субсидирования авиаотрасли России.

Первый авиарейс Turkish Airlines не обошелся без проблем. На борту рейса из Стамбула в Херсон находилось около 100 пассажиров, включая турецких бизнесменов и иностранных журналистов. Изначально расписание предусматривало обратный вылет днем, 15 октября, после проведения пресс-конференции и торжеств в честь первого рейса, однако по факту авиалайнер вылетел только утром 16 октября. По данным издания Мост, пилоты не смогли завести двигатели на Airbus 320, а в аэропорту не оказалось необходимого оборудования для аварийного запуска. Как пояснил авиационный техник одной из украинских авиакомпаний, вероятно, проблема была связана с неработающей вспомогательной силовой установкой. «Запасной рейс турки, как оказалось, не выслали, вместо этого из Одессы выехала машина, которая должна была запустить двигатели, но она сломалась под Николаевом. По словам очевидца, нервы, как среди пассажиров, так и среди сотрудников были на пределе. В конце концов, пассажиров пообещали накормить и доставить в город, а иногородних разместить в гостинице.

Харьковский авиазавод оказался на грани банкротства. Государственное авиационное производственное предприятие объявило об отсутствии возможности рассчитаться по облигациям серий А-С общей номинальной стоимостью 440 млн. гривен в связи с отсутствием денежных средств. Оферта по облигациям не предусматривалась. Гарантом по обязательствам выплаты основной суммы долга выступило правительство Украины.

Аэропорт Львов хочет пересмотреть аэропортовые сборы, которые взимает авиапредприятие с авиакомпаний. С данной инициативой выступил исполнительный директор аэропорта Львов Вячеслав Чеглатонев. По словам Чеглатонева, действующие тарифы не соответствуют современной инфраструктуре аэропорта, поскольку установлены еще задолго до реконструкции комплекса. Как именно необходимо изменить тарифы, Чеглатонев не уточнил, однако вряд ли речь идет об их снижении. Построенный к Евро 2012 терминал значительно превышает текущие потребности аэропорта. Впрочем, аэропорт может наоборот снизить сборы, чтобы повысить свою привлекательность, особенно это актуально среди лоу-костов. Последний раз аэропортовые сборы менялись в 2008 году. Тогда они были подняты в несколько раз с аргументацией, что это поможет развитию региональных аэропортов. За последний месяц аэропорт «Львов» сократил пассажиропоток на четверть по сравнению с сентябрем 2013 годом и составил 58,9 тыс. пассажиров.

Украинский рынок пассажирских авиаперевозок переживает тяжелые времена. По свежим данным Госавиаслужбы, за 9 месяцев 2014 года пассажиропоток в отечественных аэропортах сократился почти на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 8,488 млн. человек. При этом количество пассажиров на международных линиях снизилось на 24% – до 7,43 млн. человек, на внутренних на 42,2% – до 1,058 млн. человек. С привлечением иностранных перевозчиков дело пока складывается не очень удачно. Серьезные европейские компании сокращают свое присутствие в Украине, а те, которые сюда приходят, ведут себя несколько странно. Так, весной презентовал свою украинскую «дочку» турецкий перевозчик Atlasjet Airlines. Но ее появление на украинском рынке сопровождается громким скандалом. Участники рынка говорят, что авиакомпания решила обосноваться в украинском небе за счет других компаний, каким-то образом получив решением Мининфраструктуры право на использование сразу 15-ти воздушных линий, причем тех, на которых уже работают украинские перевозчики. Эксперты считают, что участникам рынка, и государству было бы более выгодно, если бы новая авиакомпания планомерно заполняла неосвоенные направления и обживала новые аэропорты.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует, что за 20 лет количество перевезенных самолетами пассажиров достигнет 7,3 млрд. человек. Это более чем в два раза превысит итог 2014 года, который составит приблизительно 3,3 млрд. человек. В ассоциации ожидают, что за указанный период Китай опередит США и займет место крупнейшего рынка пассажирских авиаперевозок в мире уже к 2030 году. Авиаторы также ожидают улучшения топливной эффективности на 1,5% к 2020 году, сокращения выбросов в атмосферу на 50% к 2050 году по сравнению с 2005-м. Что касается внутренних рынков, то стремительнее всех будет развиваться Китай – на 5,6% в год – до 1 млрд. пассажиров в 2034 году. За ним следует США – 3,2% в год, 822 млн. человек.

Главные мировые игроки в авиационном сегменте ожидают дальнейшего укрепления и развития отрасли. Основным рынком должен стать восточноазиатский сегмент. Данные тенденции подтверждаются последними контрактами на поставку воздушных судов авиационными гигантами Airbus и Boeing. Так, на днях только индийский лоукостер IndiGo подписал меморандум о намерениях на покупку 250 узкофюзеляжных самолетов A320NEO. Стоимость сделки составляет 25,7 млрд. долл.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *