Авиационный дайджест: 6-12 октября, 2014

Прошедшая неделя продемонстрировала ряд позитивных изменений в политике руководства страны по отношению к авиационной отрасли. Кабинет Министров урегулировал вопрос выдачи назначений авиакомпаниям, новый руководитель главного аэропорта страны серьезно подошел к кадровым вопросам на уровне высшего менеджмента предприятия, а на Донбассе правительство собралось открыть новый аэропорт.

На днях Госавиаслужбе вернули право выдачи разрешений на маршруты. Причиной стало утверждение нового положения о Госавиаслужбе принятое Кабинетом министров Украины. Регулятору вернули право выдавать авиакомпаниям разрешения на эксплуатацию воздушных линий. Ранее это право было передано специальной комиссии при Министерстве инфраструктуры Украины.

Директор департамента авиапрома Минпромторга РФ Андрей Богинский заявлял, что документация на самолет Ан-2 находится у Airbus Military. В ГП «Антонов» данную информацию опровергли. Все права на самолеты Ан-2 и Ан-124 находятся в собственности госпредприятия. Предприятие начало переговоры с иностранными государствами на предмет производства и продажи военно-транспортного самолета Ан-70. По словам Генерального конструктора, сотрудничество с Россией по совместному производству самолета фактически не ведется. Согласно оценкам европейских экспертов, потребность рынка авиатранспортных перевозок на ближайшие десять лет оценивается в 900 новых грузовых самолетов.

Военная прокуратура Украины расследует деятельность руководства АНТК «Антонов», которое подозревается в растрате средств на общую сумму 502 млн. грн. Руководящий состав госпредприятия полагает, что претензии относительно выделенных средств на производство самолетов Ан-70 для Министерства обороны следует адресовать предыдущим руководителям серийного завода «Антонов» Сергею Шевченко и Валерию Козорезову. На предприятии также напомнили, что генеральным заказчиком Ан-70 выступало Министерство обороны, а соисполнителем — Министерство промышленной политики. Изготовление самолетов должно было финансировать Минобороны, а подготовку производства — Минпромполитики.

На фоне замедления роста рынка авиаперевозок в РФ, «колебания» курса валют и риска подорожания топлива вторая в России авиакомпания «Трансаэро» собирается повышать цены на билеты на 10-15%. Рост тарифов станет первым пунктом плана по «оптимизации деятельности» перевозчика. Другие крупные авиакомпании пока не признаются в планах повышения цен. Эксперты считают этот шаг бессмысленным на фоне переизбытка провозных емкостей на рынке. Консалтинговая компания Wingx Advance заявила об ухудшении ситуации в стране на рынке деловой авиации. Сначала 2014 года по август количество авиаперевозок между Россией и Европой упало на 6%. Причем в августе этого года активность по сравнению с показателем за этот же месяц 2013 года упала почти на 17%. Причиной таких последствий являются санкции стран запада и ограничения на полеты в воздушном пространстве Украины. В связи с этим, Минтранс России хочет провести переговоры с Украиной о взаимном снятии ограничений на транзитные полеты самолетов из-за значительных потерь российских авиаперевозчиков. Об этом стало известно, после того как авиакомпания «Трансаэро» попросила власти РФ обсудить вопрос об отмене запрета на транзит в украинском воздушном пространстве в Минской группе ОБСЕ.

Транспортники Евросоюза продолжают выходить на забастовки. На этот раз забастовку провели пилоты авиакомпании Lufthansa. Она затронула грузовые рейсы. Это уже пятая по счету забастовка, которую проводят пилоты германской авиакомпании с конца августа. Причиной недовольства летчиков стало намерение руководства компании повысить установленный для них возрастной предел для выхода на пенсию.

После недавней забастовки пилотов Air France-KLM, компания потеряла около полмиллиарда евро прибыли. Сама забастовка обошлась компании в 320-350 млн. евро. Кроме того, из-за забастовки пилотов стоимость Air France по состоянию на 7 октября уменьшилась с начала года на 12%. Компания по темпам падения вошла в десятку мировых авиакомпаний, стоимость которых снижается быстрее всего. Сентябрьский трафик Air France упал на 15,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Крупнейший авиаперевозчик страны, авиакомпания МАУ, прогнозирует, что по итогам 2014 года перевезет около 3,8 млн. человек — на 15-18% меньше, чем в предыдущем году. Отвечая на вопрос о необходимости финансовой поддержки со стороны правительства, президент МАУ отметил, что без помощи и поддержки государства компании придется прибегнуть к радикальному сокращению 30-40% маршрутов и, соответственно, флота и персонала. Он также отметил, что компания хотела бы избежать дальнейшего сокращения персонала. Кроме того, по его мнению, на фоне ухода многих работавших в Украине авиакомпаний ожидать прихода новых можно будет только с восстановлением рынка. Авиакомпания МАУ в случае получения кредита от государства в размере 100 млн. долларов гарантирует сохранение существующих объемов деятельности. А это значит, что данные средства вернутся в экономику Украины в течение одного года путем платежей в бюджет, оплаты услуг аэропорта Борисполь и «Украэроруха», отметил Юрий Мирошников. Ранее МАУ попросила у Кабмина стабилизационный кредит на 100 млн. долларов сроком на десять лет. МАУ также просит своевременного возмещения НДС, и отмечает необходимость разработки программы поддержки авиационной отрасли, оказавшейся в сложной ситуации.

Новый руководитель аэропорта «Борисполь» Евгений Дыхне недавно отметил, что планирует внести изменения в структуру предприятия и привести ее в соответствие с мировым опытом организации производственных процессов в аэропорту. И вот уже известны первые организационные изменения на высшем руководящем уровне предприятия. В состав нового менеджмента «Борисполя» вошли топ-менеджеры аэропорта «Жуляны», базового перевозчика и специалисты с исключительным для авиационных предприятий Украины образованием. Все кандидатуры сейчас проходят согласование в соответствии с процедурой в профильном министерстве. Авиационный эксперт рассказал, что изменения в «Борисполе» возможны только при условии обновления менеджмента предприятия. Сегодня предприятие требует изменений, причем не революционных, а эволюционных. На такие изменения способны только те специалисты, которые хорошо знают рынок и способны последовательно и логично — шаг за шагом — работать на конструктивный результат.

С начала боевых действий на Донбассе международный аэропорт Луганска захвачен боевиками ЛНР, разрушен и не пригоден для использования. Международный аэропорт Донецка, построенный к ″Евро-2012″, на сегодня контролируется украинскими военными, за него ведутся ожесточенные бои, взлетная полоса и технические помещения разрушены или сильно повреждены. Единственный уцелевший на Донбассе аэропорт, который мог бы осуществлять регулярные внутренние и международные рейсы, остался в Северодонецке Луганской области. Он принадлежит ПАО «Укртрансгаз» и не функционирует, поскольку не является профильным для работы предприятия. В связи с чем, на прошлой неделе глава Луганской ОГА провел переговоры с председателем правления предприятия Игорем Прокоповым о передаче аэропорта на баланс облгосадминистрации. Это позволит  открыть единственный уцелевший после боевых действий на Донбассе аэропорт.

Аэропорты Украины в январе-сентябре 2014 года сократили пассажиропоток на 20,7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года – до 8,391 млн. человек. Пассажиропотоки на международных линиях сократились на 18,4%, а на внутренних – на 34,2%. Основной причиной падения авиаперевозок в Украине, по словам директора департамента авиационных перевозок и аэропортов Госавиаслужбы Украины Сергея Коршука, является политическая и военная ситуация в стране. По мнению эксперта, падение пассажиропотока украинских аэропортов в 2014 году составит не менее 40%.

На авиационном рынке Украины последние месяцы наблюдается значительный спад. Но в руководстве страны уже обратили внимание и на авиационную отрасль. Как следствие, последние принимаемые решения правительством свидетельствуют о стремлении реформирования и укрепления украинской авиационной отрасли.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *